Постановление администрации МО город Краснодар от 26.02.2021 N 709 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования город Краснодар"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КРАСНОДАР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26.02.2021 N 709
г. Краснодар
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда
в администрации муниципального образования город Краснодар
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда", Законом Краснодарского края от 03.06.98 N 133-КЗ "Об охране труда", в целях сохранения жизни и здоровья работников постановляю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования город Краснодар согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление главы муниципального образования город Краснодар от 18.12.2006 N 823 "Об охране труда в муниципальном образовании город Краснодар".
3. Департаменту информационной политики администрации муниципального образования город Краснодар (Косарева) опубликовать официально настоящее постановление в установленном порядке.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава муниципального
образования город Краснодар Е.А. Первышов
Приложение
к постановлению администрации
МО город Краснодар
от 26.02.2021 N 709
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в администрации
муниципального образования город Краснодар
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда", Закона Краснодарского края от 03.06.98 N 133-КЗ "Об охране труда" с целью организации единой и эффективной работы по охране труда в администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация), функциональных, отраслевых, территориальных органах администрации муниципального образования город Краснодар (далее - органы Администрации) и муниципальных учреждениях и предприятиях, находящихся в ведении отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар (далее - муниципальные организации).
2. Положение устанавливает систему организации работы по охране труда и управления охраной труда, функции ответственных лиц, направленные на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности в Администрации, органах Администрации и муниципальных организациях.
3. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих целей.
Субъектами СУОТ являются Администрация, органы Администрации и муниципальные организации (далее - работодатель), их работники.
4. СУОТ представляет собой единство:
организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя, муниципальные правовые акты) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.
5. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя.
6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
7. Основные задачи СУОТ:
обеспечение защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организация обучения и проверки знаний по охране труда;
организация взаимодействия и координация деятельности субъектов управления охраной труда;
создание и совершенствование правовой и нормативной базы в сфере охраны труда;
внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
информационное обеспечение и пропаганда в сфере охраны труда.
Раздел II
ПОЛИТИКА РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
9. Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
10. Политика по охране труда обеспечивает:
приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
11. В Политике по охране труда отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обуславливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
12. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
Раздел III
ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
13. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее - цели) содержатся в разделе II "Политика работодателя в области охраны труда" и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V "Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда" настоящего Положения.
14. Цели определяются спецификой деятельности работодателя и формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
Раздел IV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
15. Организационная структура СУОТ в Администрации включает в себя два уровня:
1) муниципальный уровень;
2) уровень работодателя.
16. На муниципальном уровне управление охраной труда осуществляют:
Администрация;
управление по социальным вопросам Администрации;
управление делами Администрации;
органы Администрации.
17. Обязанности в сфере охраны труда устанавливаются в зависимости от уровня управления охраной труда.
17.1. Администрация:
реализует государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования город Краснодар в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами исполнительной власти Краснодарского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, центрами занятости населения, работодателями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, их объединениями;
принимает и реализует муниципальные программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда работников работодателя;
обеспечивает финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар);
издает муниципальные правовые акты в области охраны труда в пределах своей компетенции;
создает Координационный совет по охране труда муниципального образования город Краснодар;
осуществляет иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
17.2. Управление по социальным вопросам Администрации:
обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах полномочий, установленных Положением об управлении по социальным вопросам Администрации, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 23.03.2006 N 8 п.20;
координирует действия по обеспечению безопасных условий и охраны труда в органах Администрации, муниципальных организациях;
разрабатывает проекты муниципальных правовых актов в области охраны труда;
разрабатывает и реализует муниципальные программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда и осуществляет координацию действий по их реализации в органах Администрации, муниципальных организациях;
обеспечивает в соответствии с законодательством взаимодействие по вопросам охраны труда уполномоченных органов государственной власти, объединений профсоюзов, органов Администрации, муниципальных организаций и других уполномоченных органов;
осуществляет методическую помощь по вопросам охраны и безопасных условий труда органам Администрации, муниципальным организациям;
координирует работу органов Администрации, муниципальных организаций по обучению и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов по охране труда;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по охране труда муниципального образования город Краснодар, иных совещательных органов по вопросам охраны труда;
организует совместно с администрацией Краснодарского края, профсоюзами, объединениями работодателей проведение месячников по охране труда, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде улучшения условий и охраны труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда и проводимой работе в области охраны труда на территории муниципального образования город Краснодар;
осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в органах Администрации и муниципальных организациях;
осуществляет иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
17.3. Управление делами Администрации:
координирует действия по обеспечению безопасных условий и охраны труда в органах Администрации, не являющихся юридическими лицами, в муниципальной организации, находящейся в его ведении;
реализует в рамках установленной компетенции муниципальные программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
координирует обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов в органах Администрации, не являющихся юридическими лицами, в муниципальной организации, находящейся в его ведении, в рамках установленной компетенции;
обеспечивает работников органов Администрации, не являющихся юридическими лицами, средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдение санитарно-гигиенических условий труда в рамках установленной компетенции;
осуществляет иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
17.4. Органы Администрации, являющиеся юридическими лицами:
координируют действия по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обеспечивают мониторинг состояния охраны и условий труда в органе Администрации, муниципальных организациях, находящихся в их ведении;
представляют материалы и вносят предложения по проектам решений Координационного совета по охране труда муниципального образования город Краснодар;
участвуют в подготовке и проведении семинаров, совещаний, конференций и выставок по вопросам охраны труда;
информируют подведомственные организации о нормативных правовых актах по охране труда;
осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных муниципальных организациях;
осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
Органы Администрации, не являющиеся юридическими лицами, координируют действия по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обеспечивают мониторинг состояния охраны и условий труда в муниципальных организациях, находящихся в их ведении.
17.5. На уровне работодателя управление охраной труда осуществляют руководитель работодателя и служба охраны труда (специалист по охране труда) во взаимодействии с комитетами (комиссиями) по охране труда, профсоюзными комитетами, иными уполномоченными работниками представительных органов.
17.6. Работодатель самостоятельно:
обеспечивает соблюдение федерального и краевого законодательства, муниципальных правовых актов и иных правовых актов в сфере охраны труда;
несет ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
обеспечивает создание СУОТ, привлекает работников к активному участию во всех элементах СУОТ;
распределяет обязанности, ответственность и полномочия работников в сфере охраны труда, в том числе по разработке, применению и результативному функционированию СУОТ и достижению соответствующих целей по охране труда;
при необходимости обеспечивает создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда, избрание, обучение и организацию работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками органов;
создает и внедряет в рамках СУОТ систему управления профессиональными рисками на рабочих местах, с участием службы охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда (при наличии), профсоюзного комитета, иных уполномоченных работниками представительных органов;
разрабатывает и утверждает планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и оздоровления работников, включает в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивает их финансирование и реализацию;
организует проведение ежемесячных Дней охраны труда, участие работодателя и работников в краевых, всероссийских отраслевых и муниципальных смотрах-конкурсах, месячниках, семинарах и других мероприятиях по охране труда;
содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
обеспечивает проведение в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, а также проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
проводит специальную оценку условий труда, разрабатывает, утверждает и финансирует мероприятия по устранению или снижению выявленных вредных производственных факторов;
информирует работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
представляет в Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении гарантий и компенсаций;
осуществляет беспрепятственный допуск должностных лиц территориальных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, представителей органов общественного контроля, действующих у работодателя, для осуществления ими своих полномочий, а также представляет им необходимую информацию и документы;
организует выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
обеспечивает исправное состояние оборудования и инструментов, оснащение рабочих мест необходимыми защитными и оградительными устройствами;
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, произошедших на производстве, и профессиональных заболеваний работников, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
муниципальная организация своевременно информирует руководителя соответствующего органа Администрации об авариях, несчастных случаях, произошедших на производстве, и профессиональных заболеваниях работников;
осуществляет иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
18. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии).
19. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах (муниципальных правовых актах), планах мероприятий, а также в должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
Раздел V
ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
20. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, может устанавливать (определять):
требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
порядок организации и проведения инструктажа по охране труда и другие вопросы в соответствии с действующим законодательством.
21. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель учитывает необходимость подготовки работников, исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
22. Муниципальные организации и органы Администрации, являющиеся юридическими лицами и имеющие в штате должности работников, не отнесенные к должностям муниципальной службы, обеспечивают проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. С целью организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда при наличии у работодателя обособленных структурных подразделений;
организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
порядок осуществления отбора и заключения договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя организации;
порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
порядок использования результатов специальной оценки условий труда;
другие особенности, предусмотренные законодательством.
23. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
выявление опасностей;
оценка уровней профессиональных рисков;
снижение уровней профессиональных рисков.
24. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда (при наличии), работников или уполномоченных ими представительных органов.
25. При рассмотрении опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель устанавливает порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска, и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. Информация об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций, и порядок безопасного выполнения работ содержится в инструкциях по охране труда, действующих в Администрации, в органах Администрации и в муниципальных организациях.
26. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.
Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.
27. При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
28. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
исключение опасной работы (процедуры);
замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
реализация технических методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
использование средств индивидуальной защиты;
страхование профессионального риска.
29. С целью организации процедуры проведения наблюдения за состоянием здоровья работников работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает:
порядок осуществления как обязательных (в силу положений нормативных правовых актов), так и на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов по охране труда) медицинских осмотров, химико-токсикологических исследований, психиатрических освидетельствований работников;
перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям.
30. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.
31. Указанное в пункте 30 настоящего Положения информирование может осуществляться в форме:
включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
32. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов.
33. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
б) организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;
в) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
г) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников
34. С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает:
порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;
перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
35. В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодателем определяются наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.
Раздел VI
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ТРУДА
36. С целью планирования мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).
37. В Плане отражаются:
результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
Раздел VII
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ И МОНИТОРИНГ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР
38. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ
39. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: специальная оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, материалов;
контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
40. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ.
41. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.
42. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
Раздел VIII
ПЛАНИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
43. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
44. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
Раздел IX
РЕАГИРОВАНИЕ НА АВАРИИ, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
45. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель, исходя из специфики своей деятельности, может устанавливать порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
46. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
возможность для работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
невозобновление работы в условиях аварии;
направление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, обеспечение надежной связи работодателя с ними;
оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя медицинского подразделения), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
47. Порядок проведения планового анализа действий работников в ходе подготовки работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должен предусматривать возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля.
48. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний работодатель, исходя из специфики своей деятельности, может устанавливать порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
49. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
Раздел X
УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ СУОТ
50. С целью организации управления документами СУОТ работодатель устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов (муниципальных правовых актов) и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.
51. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
52. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Начальник управления
по социальным вопросам
администрации муниципального
образования город Краснодар И.А. Косинкова