Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 31.10.2023 N 5283 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года"

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.10.2023                                                                          N 5283

г. Краснодар

 

Об одобрении прогноза социально-экономического развития муниципального

образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.09.2022 N 4444 "О разработке, утверждении (одобрении), корректировке, осуществлении мониторинга и контроля документов стратегического планирования муниципального образования город Краснодар, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 5 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года согласно приложению.

2. Департаменту информационной политики администрации муниципального образования город Краснодар (Лаврентьев) опубликовать официально настоящее постановление в установленном порядке.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О внесении проекта решения городской Думы Краснодара "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на рассмотрение городской Думы Краснодара".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы муниципального образования город Краснодар Д.Ю. Васильева.

 

 

Глава муниципального

образования город Краснодар                                                                                             Е.М. Наумов

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению администрации

МО город Краснодар

от 31 октября 2023  N 5283

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития муниципального образования

город Краснодар на 2024 год и на плановый период

до 2027 года

 

 

 

 


N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Отчет

Оценка

Прогноз

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Промышленная деятельность (объем отгруженной продукции) по полному кругу организаций

млн. руб.

276099,9

297474,8

306993,9

317738,7

326953,1

350020,6

363321,4

к предыдущему году в действующих ценах

%

103,4

107,7

103,2

103,5

102,9

107,1

103,8

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

214023,9

206030,8

212489,7

219798,4

226059,8

245048,1

255095,1

к предыдущему году в действующих ценах

%

102,9

96,3

103,1

103,4

102,8

108,4

104,2

2.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей

млн. руб.

8831,0

9737,1

9929,7

10495,0

11095,6

11803,2

12590,0

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

119,9

104,0

100,5

101,0

101,5

102,1

102,3

3.

Объем услуг по транспортировке и хранению по полному кругу организаций

млн. руб.

74987,4

74823,5

79487,6

83961,4

90681,5

96811,7

103104,5

к предыдущему году в действующих ценах

%

110,3

99,8

106,2

105,6

108,0

106,8

106,5

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

50908,4

47397,6

50361,2

53233,0

58355,3

62966,2

68060,5

к предыдущему году в действующих ценах

%

113,4

93,1

106,3

105,7

109,6

107,9

108,1

4.

Оборот розничной торговли по полному кругу организаций

млн. руб.

745013,9

801160,4

914404,5

989740,1

1059725,4

1145096,9

1214833,3

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

116,9

94,4

108,7

103,2

102,7

103,9

103,0

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

472115,7

457146,0

551043,8

598176,8

639227,2

690391,9

732544,5

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

158,5

85,0

114,8

103,5

102,5

103,9

103,0

5.

Оборот общественного питания по полному кругу организаций

млн. руб.

30706,0

33968,1

37708,2

39373,4

41357,9

43442,3

44970,0

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

111,2

97,9

100,1

100,4

101,0

101,0

100,5

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

10676,6

8709,5

9707,1

10196,3

10773,8

11428,9

11888,5

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

125,3

72,2

100,5

101,0

101,6

102,0

101,0

6.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без неформальной экономики) по полному кругу организаций

млн. руб.

148861,2

201280,9

216513,0

232765,0

250010,0

269355,0

288530,0

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

105,2

117,1

101,7

102,1

102,5

103,0

103,0

7.

Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" (без неформальной экономики) по полному кругу организаций

млн. руб.

96454,9

109415,0

119980,0

126570,0

134580,0

143310,0

152040,0

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

103,5

101,4

100,1

100,8

101,9

102,7

103,0

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

37511,4

39517,8

42010,0

44010,0

47020,0

50210,0

54510,0

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

121,3

94,1

97,0

100,1

102,4

103,0

105,4

8.

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс. кв. м общей площади

2617,0

3010,74

3050,00

2900,00

2980,00

3060,00

3070,0

к предыдущему году

%

111,6

115,0

101,3

95,1

102,8

102,7

100,3

9.

Доходы предприятий курортно-туристического комплекса - всего (с учетом доходов малых предприятий и физических лиц)

млн. руб.

3805,1

4399,4

4954,8

5491,1

6068,4

6615,4

7190

к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

178,5

108,9

109,2

106,5

106,2

104,8

104,5

10.

Прибыль прибыльных предприятий по полному кругу организаций

млн. руб.

319072,7

296067,9

386640

415135

444470

473600

504400

к предыдущему году

%

122,9

92,8

130,6

107,4

107,1

106,6

106,5

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

227103,6

183235,5

262630

284610

307310

328495

350505

к предыдущему году

%

122,5

80,7

143,3

108,4

108,0

106,9

106,7

11.

Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

1124,155

1218,322

1234,125

1247,730

1258,043

1267,350

1277,725

к предыдущему году

%

109,1

108,3

101,3

101,1

100,8

100,7

100,8

12.

Численность занятых в экономике (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

688,9

734,2

746,4

755,2

762,4

767,5

779,0

к предыдущему году

%

109,6

106,6

101,7

101,2

101,0

100,7

101,5

13.

Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в процентах от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

%

1,9

0,5

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

14.

Фонд заработной платы по полному кругу организаций без централизованного досчета

млн. руб.

262718,1

299578,2

337950

369370

401510

435230

470050

к предыдущему году

%

113,3

114,0

112,8

109,3

108,7

108,4

108,0

из общего объема:

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним организациям

млн. руб.

214058,9

242252,1

276900

304590

331350

358500

387500

к предыдущему году

%

111,9

113,2

114,3

110

108,8

108,2

108,1

15.

Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций без централизованного досчета

руб.

51101,5

59055,2

67170,3

73408,3

79717,8

86240,2

93046,8

к предыдущему году

%

113,0

115,6

113,7

109,3

108,6

108,2

107,9

16.

Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям

руб.

57588,2

65366,7

75587,6

83191,3

90319,6

97423,8

105200

к предыдущему году

%

109,8

113,5

115,6

110,1

108,6

107,9

108,0

17.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства

единиц

85007

90578

91786

92173

92592

93451

93638

к предыдущему году

%

103,4

106,6

101,3

100,4

100,5

100,9

100,2

18.

Численность работников в малом и среднем предпринимательстве (без учета наемных работников у индивидуальных предпринимателей)

человек

164422

165959

166661

167347

168128

169675

170014

к предыдущему году

%

112,1

100,9

100,4

100,4

100,5

100,9

100,2

19.

Дефицит мест в детских садах

мест

39248

33785

31800

26725

22500

18500

14500

20.

Дефицит мест в школах для перехода на односменный режим

мест

69649

74703

101172

109551

115263

120500

125000

21.

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестаты, от числа обучающихся, допущенных к государственной итоговой аттестации

%

1

0

0

0

0

0

0

22.

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование

%

77

77

77

77

77

78

78

23.

Обеспеченность населения домами культуры

%

62,16

52,72

52,22

51,71

51,22

50,72

50,23

24.

Обеспеченность населения парками культуры и отдыха

%

16,93

14,77

14,56

14,34

14,14

13,93

13,73

25.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

%

58,4

59,4

61,4

62,4

63,8

64,5

65,5

26.

Количество жителей города Краснодара, зарегистрированных на сайте gto.ru, от общей численности населения города Краснодара

%

18,9

21,9

22,8

25,0

26,0

28,0

29,0

27.

Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения города Краснодара, зарегистрированного на сайте gto.ru

%

80,0

76,0

75,2

76,1

77,3

78,6

79,0

28.

Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности населения города Краснодара

%

16,0

17,0

18,0

18,8

20,0

22,0

22,6

29.

Уровень обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной мощности объектов спорта

%

62,8

64,8

65,2

68,0

68,5

69,0

69,5

 

 

 


 

Примечание: Обоснование прогнозных характеристик социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года изложено в приложении к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года

 

 

Начальник управления экономики

администрации муниципального

образования город Краснодар                                                                                 Е.С. Васильченко

 

 

 

 

 

Приложение

к прогнозу

социально-экономического развития

муниципального образования

город Краснодар на 2024 год

и на плановый период до 2027 года

 

ОБОСНОВАНИЕ

ПРОГНОЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР НА 2024 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

1. Разработка прогнозных характеристик социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года осуществлялась в целях реализации:

Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Краснодарского края от 06.11.2015 N 3267-КЗ "О стратегическом планировании в Краснодарском крае";

постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2015 N 699 "О порядке разработки и корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный и среднесрочный периоды";

постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 22.09.2022 N 4444 "О разработке, утверждении (одобрении), корректировке, осуществлении мониторинга и контроля документов стратегического планирования муниципального образования город Краснодар, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 5 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

2. В основу Прогноза положены итоги развития экономики муниципального образования город Краснодар в предшествующие годы и оценка результатов работы в 2023 году, основанная на аналитической обработке статистической информации за первое полугодие, а также на предварительных данных, полученных от предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар: планов предприятий и организаций города на 2023 - 2027 годы.

3. При расчете прогнозных показателей использовались рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации индексы цен, дифференцированные с учетом развития инфляционных процессов в Краснодарском крае и особенностей функционирования отдельных отраслей хозяйственного комплекса муниципального образования город Краснодар.

4. В соответствии с пунктом 2.1 Плана мероприятий по выполнению рекомендаций, отраженных в заключении Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Краснодар по внешней проверке отчета об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2022 год, прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года дополнен показателями, характеризующими развитие социальной сферы муниципального образования город Краснодар (по отраслям образование, культура, физическая культура).

5. В 2022 году экономика муниципального образования город Краснодар показала устойчивость в развитии.

6. К главным рискам в прогнозируемом периоде следует отнести:

1) нестабильность геополитической ситуации, ухудшение мировой экономической ситуации;

2) ужесточение санкций, ограничений на торговлю и инвестиции;

3) сокращение спроса на российские товары и услуги;

4) повышение уровня инфляции;

5) дефицит кадров.

7. Разрешению указанных проблем будут способствовать:

1) активные меры поддержки и реализация антикризисных программ;

2) реформирование и модернизация отраслей, улучшение инфраструктуры;

3) развитие инновационного потенциала;

4) меры по повышению инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для развития бизнеса;

5) повышение уровня квалификации работающих, создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов.

8. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года разработан в двух вариантах: 1 вариант - консервативный, 2 вариант - базовый (основной).

8.1. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий.

8.2. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий и более сдержанном восстановлении внутреннего спроса.

9. Обзор основных разделов прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года.

9.1. Промышленная деятельность

В 2022 году на экономику огромное влияние оказало введение внешних торговых и финансовых ограничений. В настоящее время к основным задачам относится создание условий для максимально безболезненной адаптации промышленных предприятий к новым экономическим реалиям.

К главным сдерживающим факторам развития промышленного комплекса в прогнозируемом периоде можно отнести:

введение санкций, которые ограничивают как импорт, так и экспорт продукции;

уход с российского рынка многих иностранных компаний-производителей;

разрыв отлаженных логистических цепочек и нарушение технологических процессов под влиянием санкций;

сложности с поставками материалов и комплектующих;

необходимость перенастройки производства;

"крайне высокая" неопределенность развития, отсутствие четких инфляционных ожиданий.

Решению существующих проблем будут способствовать:

организация производства изделий, замещающих импортные;

повышение конкурентоспособности продукции;

поиск новых рынков сбыта;

выстраивание новых логистических цепочек взамен разрушенных санкциями;

поиск поставщиков материалов и комплектующих внутри страны и в дружественных странах;

повышение производительности труда и снижение издержек производства;

внедрение нового высокопроизводительного оборудования и современных технологий;

создание новых наукоемких производств с использованием инновационных разработок;

повышение доступности финансовых ресурсов для предприятий промышленного комплекса.

Промышленная деятельность представлена четырьмя укрупненными разделами: B - "Добыча полезных ископаемых", C - "Обрабатывающие производства", D - "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и E - "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений". Основным объемным показателем деятельности предприятий промышленности является "объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами".

По итогам 2022 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий составил 297,5 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого значения на 11,6 млрд. рублей. Основная причина - отражение в 2022 году показателя с учетом утвержденных итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) за 2020 год, что послужило корректировкой объемов на последующие годы.

9.2. Агропромышленный комплекс

В 2022 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства фактически составила 9,7 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого значения на 724,1 млн. рублей. Основная причина увеличения стоимости валовой продукции - рост цен реализации данной продукции. Так как оценочный показатель производства валовой продукции отрасли растениеводства и цены реализации рассчитывались в начале сентября 2022 года по оперативным данным сельхозтоваропроизводителей об ожидаемых показателях урожайности сельскохозяйственных культур и цены реализации на эту продукцию, был использован метод планирования достигнутого уровня за предшествующий год, что и повлияло на сложившееся отклонение ожидаемой и фактически полученной валовой продукции в стоимостном выражении по итогам 2022 года.

Объемы продукции сельского хозяйства на 2023 - 2027 годы значительно не корректировались.

9.3. Транспортировка и хранение

Транспортная отрасль города Краснодара представлена 79 крупными и средними организациями всех видов транспорта, а также малыми автомобильными организациями и частными предпринимателями.

В 2022 году объем выполненных услуг по полному кругу предприятий отрасли в действующих ценах составил 74,8 млрд. рублей, что практически соответствует ранее планируемому значению.

В 2023 году ожидаемый объем выполненных услуг по полному кругу предприятий отрасли в действующих ценах составит 79,5 млрд. рублей, или 106,2% к уровню 2022 года, что соответствует ранее планируемому значению (79,4 млрд. рублей).

Вследствие продления ограничения полетов в ряде аэропортов на юге России (решение Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от 24.02.2022), в том числе из аэропорта Краснодара, на 2024 - 2027 годы в сторону уменьшения скорректировано прогнозируемое значение объема выполненных услуг по предприятиям, занятым транспортировкой и хранением, на 5,5 - 6,3 млрд. рублей. В 2024 году объем услуг предприятий, занятых транспортировкой и хранением, составит почти 84,0 млрд. рублей, а к концу 2027 года возрастет по отношению к базовому 2022 году почти в 1,4 раза и достигнет 103,1 млрд. рублей.

Транспортная инфраструктура имеет тесные взаимосвязи со всеми элементами экономики и социальной сферы города. В условиях внешнего санкционного давления поддержка, как и в прошлом году, направлена на развитие базовых отраслей экономики, малого бизнеса, инвестиционного потенциала и снятие инфраструктурных ограничений.

Развитию городского пассажирского транспорта будет способствовать:

интеграция перевозок автобусами, трамваями, троллейбусами и пригородными поездами в единую мультимодальную сеть перевозок пассажиров;

развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения регулярных перевозок;

приоритетное развитие городского электротранспорта на направлениях с высоким транспортным спросом;

повышение комфортабельности транспортных средств и доступности для маломобильных категорий населения.

Основными предполагаемыми негативными факторами, которые могут в прогнозируемом периоде негативно отразиться на темпах развития грузовых перевозок железнодорожным транспортом, могут быть:

кризисные явления в экономике Российской Федерации, и, как следствие, спад грузоперевозок;

тарифная политика Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО "РЖД" на грузовые короткопробежные расстояния (в пределах Южного федерального округа и его пограничных районов), склоняющая отправителей и получателей грузов пользоваться более дешевым альтернативным транспортом, в основном автомобильным;

устаревшее локомотивное и путевое хозяйство, требующее значительных финансовых вложений на его ремонт и обновление при резком увеличении перевозок;

отток значительной части малых и средних грузополучателей, грузоотправителей вследствие повышения тарифов на услуги железнодорожного транспорта.

Снижению рисков будут способствовать:

расширение и усиление ремонтной базы локомотивов;

ремонты всех видов путевого хозяйства, в первую очередь ходовых путей и путей, по которым проходят маршруты с опасными грузами;

постоянное улучшение технического состояния имеющейся инфраструктуры.

К главным факторам и ограничениям роста объемов услуг трубопроводного транспорта в прогнозируемом периоде можно отнести:

увеличение затрат на ремонты в связи с износом оборудования;

потерю выручки в связи с перебоями в трубопроводах;

изменение тарифов;

переход на альтернативные источники энергии;

введение ограничительных мер в отношении российских компаний;

риски невыполнения обязательств по транзиту при транспорте газа через территорию транзитных стран.

Минимизации риска снижения уровня поставок будет способствовать:

реализация комплекса мер, направленных как на создание новой инфраструктуры, так и на стимулирование спроса на газ как наиболее экологичный из ископаемых энергоносителей и укрепление позиций в секторах, где возможны поставки дополнительных объемов газа;

реализация политики обеспечения технологической независимости и импортозамещения;

реализация мероприятий по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к подземным хранилищам газа;

проведение диверсификации рынков и каналов сбыта энергоносителей, расширение области использования природного газа.

К возможным рискам, сдерживающим развитие авиаперевозок в прогнозируемом периоде, можно отнести:

продление ограничения на полеты из аэропорта Краснодара из-за макроэкономической и политической ситуации в стране и в мире;

увеличение себестоимости перелетов, обусловленное ростом стоимости горюче-смазочных материалов, обслуживания воздушных судов в аэропорту и аэронавигационного обслуживания;

проблемы с поддержанием летной годности самолетов;

усиление конкуренции со стороны железнодорожного транспорта на некоторых маршрутах.

Снижению рисков в развитии воздушного транспорта будут способствовать:

дальнейшее развитие и модернизация авиационной инфраструктуры;

рост электронной коммерции и увеличение международной торговли;

увеличение авиакомпаниями своих маршрутов и улучшение условий для пассажиров, расширение географии полетов;

расширение программ субсидирования перевозок на внутренних воздушных линиях, в том числе за счет мероприятий по развитию внутреннего туризма;

реализация программ импортозамещения (активный рост доли отечественных материалов и комплектующих в составе российской авиационной продукции);

усиление роли вертолетной техники.

Траектория развития в прогнозируемом периоде будет определяться эффективной реализацией мер, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройке, в том числе через развитие транспортно-логистических коридоров.

9.4. Потребительский рынок

Развитие потребительского рынка обеспечивается, с одной стороны, ростом розничных продаж, расширением торговой сети и изменением ее структуры, а с другой, - созданием современных торговых предприятий, к новым форматам которых относятся торговые комплексы и торговые центры.

Проблемами развития отечественного потребительского рынка являются:

обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для малообеспеченных слоев населения;

система размещения объектов потребительского рынка, которая не всегда отвечает потребностям населения;

введение международных экономических санкций, что привело к сокращению объемов импортируемой продукции и снижению объемов продаж.

Для решения вышеуказанных задач необходимо принять и внедрить решения по следующим направлениям:

активное участие торговых предприятий в реализации социальной политики;

рационализация розничной сети и совершенствование ее структуры, создание условий для развития малой розничной сети и магазинов, занимающихся продажей товаров народного потребления в жилых массивах;

увеличение доли товаров российского производства в объемах продаж.

Во исполнение рекомендаций, содержащихся в распоряжении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.03.2022 N 39-р "О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания, товаров для детей и продукции детского питания в Краснодарском крае", и в целях стабилизации цен на социально значимые продукты питания проводится разъяснительная работа с руководителями предприятий торговли о бесперебойном обеспечении населения социально значимыми продуктами питания и о соблюдении рекомендованной наценки (не выше 10%) на ряд социально значимых продуктов питания, товаров для детей и продукции детского питания. Особый вклад в развитие вносят развивающиеся и расширяющиеся дисконтные сети (например, "Магнит", "Пятерочка"). Деятельность дискаунтеров, объединяющих несколько десятков и сотен магазинов, заключается в продаже продуктов питания и сопутствующих товаров по ценам ниже среднего уровня для более крупных товарных групп. Они широко внедряют и продвигают различные схемы лояльности клиентов (в виде дисконтных карт, программ, льготных цен и т.д.), особенно для привилегированных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды).

Одним из наиболее значимых моментов развития розничной торговли можно считать качественное изменение ее форматов:

возвращение популярности "магазина у дома". Такой формат является более привлекательным для покупателей, так как позволяет быстрее совершать покупки, и имеет узкую направленность, например, "Мясная лавка" или "Пекарня";

постепенное увеличение доли продаж товаров под собственной торговой маркой, например, такие как "Морковь", "Гранат", "Фасоль" и др.;

активное развитие онлайн-торговли. На территории Краснодара открыто более 1400 пунктов выдачи товаров, таких как "Вайлдберриз", "Озон", "Яндекс", "ЛаМода". Улучшается сервис экспресс-доставки товаров "Самокат", "Яндекс Маркет", развивается и расширяется сеть дискаунтеров "Победа", "Чижик", продолжают динамичное развитие универсальный интернет-гипермаркет "Сима-Ленд", сеть парфюмерии и косметики "Золотое яблоко" и другие компании.

Основными торговыми объектами, вокруг которых формируются торговые комплексы и которые привлекают большинство покупателей, являются супермаркеты и гипермаркеты различной специализации. Обычно они представлены магазинами крупных торговых сетей (например, "Ашан", "Перекресток", "Детский мир", "Спортмастер", "Эльдорадо", "Снежная королева", "Остин" и т.д.).

Структурные изменения рынка ритейла, начавшиеся в 2022 году, привели к укреплению отечественных компаний и росту доли товаров российского производства в объеме продаж, данная тенденция продолжается и в 2023 году. Розничная торговля адаптировалась к новым рыночным условиям. За 5 лет доля некоторых местных продуктов достигла 80% в сетевых магазинах. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, предприятия потребительской сферы функционируют и планомерно развиваются.

По итогам 2022 года оборот розничной торговли составил 801,1 млрд. рублей, что соответствует ранее прогнозируемому значению - 801,0 млрд. рублей.

Значительный рост оборота розничной торговли в 2023 году - 114% по кругу крупных и средних предприятий и 108,7% по полному кругу предприятий связан с увеличением оборота по ОКВЭДу 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", что привело к корректировке показателя в сторону увеличения и на последующие годы.

Индустрия общественного питания является перспективным и быстроразвивающимся направлением и одной из наиболее популярных ниш потребительского рынка.

Однако введение ограничительных мероприятий (карантина) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции отрицательно отразилось на работе предприятий общественного питания в 2021 году.

В 2022 году снятие ограничительных мер позволило нарастить положительную динамику в отрасли в начале года, однако введение санкций привело к резкому разрыву логистических и производственных цепочек и уходу с рынка зарубежных поставщиков продуктов, приостановлению деятельности отдельных предприятий (McDoNalds, Starbucks и другие). В этих условиях существенно выросла себестоимость и снизилась рентабельность в отрасли, что привело к замедлению темпов роста, а затем и к отрицательной динамике оборота общественного питания в 2022 году. Фактическое значение оборота общественного питания по итогам 2022 года составило 33,9 млрд. рублей, что практически соответствует оценке - 33,7 млрд. рублей.

В ответ на инфляционное давление и сокращение рентабельности во всех рыночных сегментах предпринимались различные меры по повышению операционной эффективности. Эти меры включали пересмотр поставщиков и ингредиентов (некоторые предприятия сделали акцент на блюда из локальных продуктов), централизацию производства по части ассортимента, упрощение рецептуры блюд, переход на электронные меню (с целью экономии бумаги и возможности частого пересмотра ассортимента и цен), переговоры с арендаторами о скидках и рассрочках, организацию совместных закупок и т.п.

Развитие рынка общественного питания в 2023 году будет зависеть от макроэкономических показателей: динамики реальных доходов населения и инфляции. Предприятия общепита продолжат фокусироваться на повышении операционной эффективности. Например, централизовать закупки ингредиентов, внедрять инструменты для контроля эффективности расходов на маркетинг, а также оптимизировать расходы за счет внедрения заказов через мобильные приложения.

С 2023 года планируется выход оборота общественного питания на положительную динамику как за счет повышения оперативной эффективности, так и за счет расширения его сети, что повлекло корректировку показателей в сторону увеличения в прогнозируемом периоде.

9.5. Инвестиции, строительство, ввод жилья

На протяжении последних четырех лет, несмотря на сложную экономическую ситуацию, объем инвестиций в основной капитал сохраняет положительную динамику. Следует отметить, что по кругу крупных и средних предприятий доля бюджетных инвестиций увеличилась с 30,7% в 2020 году до 40,3% в 2022 году, что также способствует положительной динамике показателя инвестиций в основной капитал по городу.

В 2022 году объем инвестиций в основной капитал составил 201,2 млрд. рублей, что выше ранее прогнозируемого значения на 34,8 млрд. рублей. Отклонение показателя от ранее прогнозируемого значения связано с отражением данных об инвестициях в основной капитал по группе "малые предприятия" с учетом утвержденных итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП за 2020 год. Корректировка данных об объемах инвестиций в основной капитал по малым предприятиям привела к изменению ранее прогнозируемым значений показателя и на последующие годы.

На развитие строительной отрасли оказывает влияние ряд негативных факторов, связанных с введением санкций: повышение стоимости материалов и оборудования, увеличение их сроков поставки (в том числе из-за зависимости от импортных составляющих), глобальная перестройка логистических цепочек и другие. Основной путь решения проблемы - это использование местных строительных материалов, импортозамещение ввозимых в Россию отдельных компонентов и рост производительности труда. В целом движение к независимости от импортных материалов и технологий уже началось. Чтобы упростить замену изделий, создаются официальные каталоги импортозамещения стройматериалов (каталог НОСТРОЙ). В начале марта 2022 года была представлена антикризисная программа поддержки строительной отрасли, согласно которой заявлена государственная поддержка застройщиков по ряду направлений: субсидирование процентной ставки по кредитам до одного года; продление кредитных каникул; сокращение сроков предоставления участков под строительство и т.д. На 2023 и 2024 годы продлена программа льготной ипотеки и расширен доступ к семейной ипотеке.

Новые дороги, логистические проекты, хабы, агропромышленный комплекс, импортозамещение в любых сегментах, туризм и, конечно, жилье потребуют привлечения строительного комплекса и не позволят ему существенно просесть.

Несмотря на трудности, строительная отрасль города Краснодара сохраняет положительную динамику.

По итогам 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составил 109,4 млрд. рублей при ранее прогнозируемом значении - 100,8 млрд. рублей, или на 8,5 млрд. рублей больше. Отклонение показателя от ранее прогнозируемого значения связано с отражением данных об объемах подрядных работ по группе "малые предприятия" с учетом утвержденных итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП за 2020 год. Данная корректировка привела к увеличению значения показателя и на прогнозируемый период в целом.

Положительная динамика объемов работ по виду деятельности "строительство" в прогнозируемом периоде 2024 - 2027 годов будет обусловлена реализацией инвестиционных проектов в части строительства транспортной, коммунальной инфраструктуры, коммерческих и промышленных объектов, объектов социальной сферы и, конечно, жилья.

По итогам 2022 года введено в эксплуатацию 3010,7 тыс. кв. м жилья, что на 110,7 тыс. кв. м больше ранее прогнозируемого значения. Разница связана с тем, что вводились объекты, строительство которых началось два - три года назад, кроме того, жилые дома вводились в эксплуатацию раньше установленного в разрешительных документах срока ввода. Данная тенденция сохраняется и в 2023 году, в связи с чем планируется ввести в эксплуатацию 3050 тыс. кв. м жилья, или на 350 тыс. кв. м больше ранее прогнозируемого значения.

9.6. Доходы предприятий курортно-туристского комплекса (с учетом доходов малых предприятий и физических лиц)

Доходы предприятий курортно-туристского комплекса по итогам 2022 года составили 4,4 млрд. рублей, что на 78,2 млн. рублей, или на 1,8% выше ранее прогнозируемого значения. Рост суммы доходов в 2022 году повлиял на уточнение ранее прогнозируемых значений на 2024 - 2027 годы в среднем на 435 млн. рублей.

Доходы предприятий курортно-туристского комплекса (с учетом доходов малых предприятий и физических лиц) к концу 2027 года превысят 7,1 млрд. рублей и возрастут по отношению к базовому 2022 году в 1,6 раза.

К рискам развития курортно-туристского комплекса следует отнести следующие факторы:

отсутствие необходимых объемов финансирования на развитие туризма и обновление туристской инфраструктуры;

уменьшение туристского потока из-за ограничения транспортной доступности (закрытие аэропорта);

падение уровня жизни и снижение уровня платежеспособности.

С целью дальнейшего развития туристского комплекса города в прогнозируемом периоде необходимо:

увеличить количество туристских маршрутов, зеленых пешеходных зон, развлекательных, спортивных, культурных и прочих учреждений;

повысить транспортную доступность объектов туризма;

осуществлять сотрудничество с национальными турпредставительствами других стран и национальными курортными ассоциациями с целью включения регионального турпродукта в списки их предложений.

9.7. Прибыль прибыльных предприятий

По итогам 2022 года прибыль прибыльных предприятий составила почти 296,1 млрд. рублей, что выше ранее планируемого значения на 41,1 млрд. рублей, или на 16,1%. Наибольший рост прибыли отмечается у предприятий торговли.

Адаптация экономики к введенным внешним ограничениям, формирование новых экономических связей и расширение механизма параллельного импорта отразились на увеличении положительного финансового результата деятельности предприятий. В 2023 году ожидается рост прибыли прибыльных предприятий в 1,3 раза.

Значительное увеличение суммы прибыли прибыльных предприятий в 2023 году повлияло на уточнение ранее прогнозируемых значений на 2024 - 2027 годы.

В 2024 - 2027 годах в результате реализации Программы импортозамещения и активизации развития собственных производств, поиска альтернативных поставщиков, выстраивания новых цепочек поставок, развития каналов параллельного импорта, а также восстановления экономической активности на фоне смягчения или снятия ограничений прогнозируется рост прибыли прибыльных предприятий. В 2024 году по отношению к оценке 2023 года ожидается рост прибыли прибыльных предприятий на 7,4%.

В 2025 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется в сумме 444,5 млрд. рублей и увеличится относительно оценки 2023 на 14,9%.

К концу прогнозируемого периода прибыль прибыльных предприятий достигнет 504,4 млрд. рублей с ростом относительно базового 2022 года в 1,7 раза.

9.8. Демография

Динамика среднегодовой численности населения муниципального образования город Краснодар в последние годы характеризуется ежегодным приростом. По состоянию на 01.01.2023 среднегодовая численность населения составила 1218,3 тыс. человек, что практически соответствует прогнозируемой - 1215,8 тыс. человек. Значительная корректировка показателя на последующие годы не проводилась.

Определяющим в увеличении численности населения муниципального образования город Краснодар является миграционный прирост населения, особенно в период естественной убыли населения. Стабильному миграционному приросту населения способствует активное развитие городской инфраструктуры: строительство жилых домов, школ, детских садов, поликлиник, обновление парка общественного транспорта и др. Город Краснодар на протяжении ряда лет входит в десятку лучших городов России по уровню жизни, что подтверждается исследованиями, основанными на статистических данных и социальных опросах населения.

В структуре миграционного прироста населения наибольший удельный вес занимает внешняя миграция (71,7%), в структуре международной миграции - прирост мигрантов из стран СНГ. Положительное влияние на развитие демографической ситуации в городе оказывает приезд мигрантов в трудоспособном возрасте, удельный вес которых в общем миграционном приросте на протяжении ряда лет составляет порядка 70%.

Вторым положительным фактором в развитии демографической ситуации в городе Краснодаре являлся естественный прирост населения. Однако с 2017 года в муниципальном образовании город Краснодар отмечается ежегодное уменьшение естественного прироста населения, а в 2021 году в связи с пандемией, впервые с 2009 года, - естественная убыль населения (в 2022 году естественный прирост населения достиг 292 человека).

С целью выработки мер по повышению рождаемости в соответствии с постановлением Губернатора Краснодарского края от 29.06.2023 N 417 "Об утверждении региональной программы по повышению рождаемости в Краснодарском крае" разработана Программа по повышению рождаемости в муниципальном образовании город Краснодар (далее - Программа). Программа включает в себя оценку демографического потенциала города Краснодара, установление нового комплекса мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми, а также определение целевых значений показателей рождаемости в городе Краснодаре на период 2023 - 2025 годов.

Таким образом, среди позитивных тенденций для развития демографической ситуации в городе Краснодаре можно выделить следующие:

сохранение миграционного прироста населения;

высокий удельный вес трудоспособного населения в миграционном приросте населения;

лидирующие позиции города Краснодара по качеству жизни: стабильное положение города в первой десятке национальных рейтингов качества жизни и конкурентоспособной городской среды;

принятие Программы по повышению рождаемости.

9.9. Трудовые ресурсы и занятость населения

Основными источниками формирования трудовых ресурсов по-прежнему остаются: молодежь, достигшая трудоспособного возраста, граждане, прибывающие на постоянное место жительства в город Краснодар в результате миграционных процессов, неработающие лица в трудоспособном возрасте, а также граждане пенсионного возраста.

Численность занятых в экономике в среднегодовом исчислении в 2022 году составила 734,2 тыс. человек, что незначительно (на 9,5 тыс. человек) ниже ранее прогнозируемого значения. Основная причина - снижение численности занятых в обрабатывающих производствах, торговле и строительстве. К концу 2027 года среднегодовая численность занятых в экономике прогнозируется на уровне 779,0 тыс. человек, темп роста к базовому 2022 году - 106,1%.

Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в процентах от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в 2022 году составил 0,5%, что практически соответствует ранее прогнозируемому значению - 0,6%. На период 2023 - 2027 годов показатель скорректирован в сторону уменьшения по сравнению с ранее прогнозируемыми значениями в связи со стабилизацией ситуации на рынке труда.

9.10. Труд

В 2022 году фонд оплаты труда составил 299,6 млрд. рублей, что на 10,7 млрд. рублей, или на 3,7%, превышает ранее прогнозируемое значение. Основным фактором, повлиявшим на превышение прогнозных значений, послужил рост фонда заработной платы предприятий торговли, предприятий, осуществляющих деятельность в области информатизации и связи, и прочих видов деятельности.

В 2023 - 2025 годах фонд заработной платы скорректирован в сторону увеличения в среднем на 36,0 млрд. рублей в связи с расширением торговых сетей, ростом услуг системной интеграции и других цифровых сервисов, принятием мер, направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам силовых структур.

Настоящим прогнозом предусматривается доведение величины фонда заработной платы в 2026 году до 435,2 млрд. рублей. В 2027 году, к концу прогнозируемого периода, фонд заработной платы достигнет 470,1 млрд. рублей и увеличится относительно базового 2022 года в 1,6 раза.

Уровень среднемесячной заработной платы по полному кругу предприятий в 2024 году достигнет 73408,3 рубля, в 2025 году - 79717,8 рубля, в 2026 году - 86240,2 рубля, что выше ранее прогнозируемых значений на 12,2%, на 15% и 17,2% соответственно.

В 2027 году, к концу прогнозируемого периода, среднемесячная заработная плата достигнет 93046,8 рубля и увеличится относительно базового 2022 года в 1,6 раза.

9.11. Малое и среднее предпринимательство

В 2022 году количество субъектов МСП составило 90,6 тыс. единиц, или 106,6% к предыдущему году и 104,6% к ранее планируемому значению, т.к. в 2022 году показатель отражен с учетом утвержденных итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП за 2020 год. По этой же причине в оценке 2023 года количество субъектов МСП составит 91,8 тыс. единиц (101,3% к 2022 году и 105,7% к ранее прогнозируемому значению). Значения показателя на 2024 - 2027 годы также скорректированы в сторону увеличения. Так, в 2024 году количество субъектов МСП составит почти 92,2 тыс. единиц, в 2025 году - 92,6 тыс. единиц. К концу прогнозируемого периода количество субъектов МСП увеличится по отношению к базовому 2022 году почти на 3,1 тыс. единиц и составит 93,6 тыс. единиц.

В 2022 году численность работников в МСП (без учета наемных работников у индивидуальных предпринимателей) составила почти 166,0 тыс. человек, или 100,5% к ранее планируемому значению. Увеличение значений показателя в 2023 - 2027 годах против ранее прогнозируемых связано с ростом количества субъектов МСП. Так, в оценке 2023 года численность работников в МСП (без учета наемных работников у индивидуальных предпринимателей) составит почти 166,7 тыс. человек, в 2024 году - 167,3 тыс. человек, в 2025 году - 168,1 тыс. человек. К концу прогнозируемого периода численность работников в МСП (без учета наемных работников у индивидуальных предпринимателей) вырастет на 4,1 тыс. человек по отношению к базовому 2022 году и составит 170,0 тыс. человек.

9.12. Образование

Очереди в детские сады уже давно являются одной из самых сложных проблем российской системы образования. Постоянный рост детского населения, связанный как с увеличением рождаемости в городе, так и с миграционными процессами, сказывается на увеличении количества детей, состоящих на очереди на получение места в детском саду. Однако в муниципальном образовании город Краснодар в последние годы очередь в дошкольные учреждения снижается. Проблема решается за счет новых градостроительных норм, по которым в городе возводится большое количество детских садов.

Так, в 2022 году дефицит мест в детских садах составлял 33,8 тыс. мест, в оценке 2023 года этот показатель составит 31,8 тыс. мест. В прогнозируемом периоде дефицит мест в детских садах будет постепенно снижаться и к концу 2027 года составит 14,5 тыс. мест.

Дефицит мест в общеобразовательных учреждениях приводит к увеличению количества смен. По поручению Президента Российской Федерации до 1 января 2025 года школы должны перейти на односменный режим обучения. Однако для перехода на работу в одну смену школам города Краснодара в 2022 году не хватало 74,7 тыс. мест. В оценке 2023 года дефицит мест в школах для перехода на односменный режим составит почти 101,2 тыс. мест. С учетом миграционного прироста для перехода на односменный режим к концу прогнозируемого периода необходимо создать 125 тыс. мест.

Для решения проблемы обеспеченности местами в детских садах и школах продолжается активная работа по проектированию и строительству новых учреждений. В прогнозируемом периоде планируется построить 8 общеобразовательных учреждений на 11135 мест и 37 дошкольных организаций на 11935 мест.

Выпускники муниципальных общеобразовательных организаций, не получившие аттестаты, из числа обучающихся, допущенных к государственной аттестации, в 2022 году отсутствовали. В 2023 - 2027 годах данный показатель планируется на том же уровне.

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в 2022 году составляла 77%. В 2023 - 2025 годах данный показатель планируется на уровне базового 2022 года. К концу прогнозируемого периода он составит 78%.

9.13. Культура

Расчет показателей уровня обеспеченности населения муниципального образования город Краснодар учреждениями клубного типа и библиотеками выполнен в соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N З-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры".

По итогам 2022 года обеспеченность населения домами культуры составила 52,72%. В оценке 2023 года этот показатель составит 52,22%. В 2027 году обеспеченность населения домами культуры и отдыха снизится по отношению к базовому 2022 году и составит 50,23%.

Обеспеченность населения парками культуры и отдыха в 2022 году составила 14,77%. В оценке 2023 года показатель снизится и составит 14,56%, в 2024 - 2027 годах обеспеченность населения парками культуры и отдыха продолжит снижаться и к концу прогнозируемого периода составит 13,73%.

Снижение уровня фактической обеспеченности домами культуры и парками культуры и отдыха в прогнозируемом периоде вызвано ростом населения муниципального образования город Краснодар.

9.14. Физическая культура и спорт

Приоритетными направлениями рынка спортивных услуг в муниципальном образовании город Краснодар являются: формирование здорового образа жизни краснодарцев, создание условий для повсеместного развития физической культуры и занятий массовым спортом, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения.

В 2022 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 59,4%. В оценке 2023 года показатель увеличится до 61,4%. К концу прогнозируемого периода доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составит 65,5%.

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной мощности объектов спорта в 2022 году составил 64,8%. В оценке 2023 года показатель вырастет и составит 65,2%. К концу прогнозируемого периода уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной мощности объектов спорта составит 69,5%.

В целях привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом в Краснодаре, включающим в себя соревнования для всех категорий населения города, активно внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (далее - ВФСК ГТО).

Количество жителей города Краснодара, зарегистрированных на сайте gto.ru, от общей численности населения города Краснодара в 2022 году составило 21,9%. В оценке 2023 года этот показатель увеличится и составит 22,8%. К концу прогнозируемого периода количество жителей города Краснодара, зарегистрированных на сайте gto.ru, от общей численности населения города Краснодара достигнет 29,0%.

Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов ВФСК ГТО, в общей численности населения города Краснодара, зарегистрированного на сайте gto.ru в 2022 году составило 76,0%. В оценке 2023 года показатель составит 75,2%, а к концу прогнозируемого периода достигнет 79,0%.

Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов ВФСК ГТО, от общей численности населения города Краснодара в 2022 году составило 17,0%. В оценке 2023 года показатель вырастет и составит 18,0%, а в 2027 году количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов ВФСК ГТО, от общей численности населения города Краснодара достигнет 22,6%.

 

 

Начальник управления экономики

администрации муниципального

образования город Краснодар                                                                                 Е.С. Васильченко

Постановление Администрации муниципального образования город Краснодар "Об одобрении прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период до 2027 года" от 31.10.2023 N 5283