Постановление Губернатора Краснодарского края от 20.02.2025 N 76 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Краснодарского края"
ГУБЕРНАТОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20.02.2025 N 76
г. Краснодар
Об утверждении Порядка установления причин
нарушения законодательства
о градостроительной деятельности
на территории Краснодарского края
В соответствии с частью 3 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 6 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" постановляю:
1. Утвердить Порядок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Краснодарского края (прилагается).
2. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Навазова Г.А.) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" admkrai.krasnodar.ru и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Краснодарского края Нестеренко А.В.
4. Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Губернатор
Краснодарского края В.И. Кондратьев
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Губернатора Краснодарского края
от 20.02.2025 N 76
ПОРЯДОК
установления причин нарушения законодательства
о градостроительной деятельности
на территории Краснодарского края
1. Порядок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Краснодарского края (далее – Порядок) определяет правила установления повлекших причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами (далее – объекты капитального строительства).
Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с Порядком осуществляется в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, вреда имуществу физических или юридических лиц при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее – причинение вреда).
2. Порядок не распространяется на случаи причинения вреда на эксплуатируемых объектах капитального строительства. Причины причинения вреда в данном случае устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасной эксплуатации соответствующих объектов.
3. Причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются при строительстве и реконструкции соответствующего объекта капитального строительства технической комиссией, создаваемой органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее – техническая комиссия, орган государственного строительного надзора).
4. Основаниями для рассмотрения органом государственного строительного надзора вопроса о создании технической комиссии являются:
1) заявление физического и (или) юридического лица либо их представителей о причинении вреда, содержащее согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", с приложением документов, подтверждающих факт причинения вреда;
2) извещение от лица, осуществляющего строительство, о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, повлекшей за собой причинение вреда, с приложением документов, подтверждающих факт причинения вреда;
3) документы государственных органов и (или) органов местного самоуправления, содержащие сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда, в том числе документы, составленные по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия.
5. Орган государственного строительного надзора не позднее 10 дней с даты получения документов, указанных в пункте 4 Порядка:
1) при поступлении заявления, указанного в подпункте 1 пункта 4 Порядка, и при условии, что личность гражданина и полномочия представителя гражданина, юридического лица не подтверждены, проводит мероприятия, направленные на установление личности гражданина и полномочий представителя гражданина, юридического лица, путем взаимодействия с гражданином, представителем юридического лица, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве органа государственного строительного надзора обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных органом государственного строительного надзора в связи с рассмотрением поступившего заявления гражданина, организации, если в заявлении были указаны заведомо ложные сведения;
2) проводит оценку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 4 Порядка (за исключением документов, составленных должностными лицами органа государственного строительного надзора по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий) посредством запроса дополнительных сведений и материалов (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших заявление, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
3) принимает решение о создании технической комиссии или об отказе в ее создании;
4) при невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя юридического лица принимает поступившее заявление к рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Мероприятия, указанные в настоящем пункте, осуществляются должностным лицом департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному строительному надзору.
6. Отказ в создании технической комиссии допускается в следующих случаях:
1) отсутствие выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства;
2) отсутствие причинения вреда;
3) причинение вреда имуществу физического или юридического лица, возмещенного с согласия этого лица до принятия решения о создании технической комиссии.
7. Копия решения об отказе в создании технической комиссии в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения направляется лицу (органу), представившему документы, указанные в пункте 4 Порядка.
8. Состав технической комиссии определяется органом государственного строительного надзора.
Техническую комиссию возглавляет председатель, являющийся руководителем (первым заместителем, заместителем руководителя) органа государственного строительного надзора.
В состав технической комиссии наряду с представителями органа, осуществляющего региональный государственный строительный надзор, включаются:
1) руководитель (заместитель руководителя) департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
2) руководитель (первый заместитель, заместитель руководителя) департамента строительства Краснодарского края;
3) представитель(и) органа(ов) местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, на территории которого находится объект капитального строительства.
Для включения в состав технической комиссии указанных в настоящем пункте лиц направляются запросы в такие органы за подписью руководителя (первого заместителя, заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора.
9. Положение о технической комиссии, а также формы документов, составляемых такой комиссией, утверждаются органом государственного строительного надзора.
10. В целях установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности техническая комиссия решает следующие задачи:
1) устанавливает факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определяет существо нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов проверяет соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности строительных норм и правил, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
2) устанавливает характер причиненного вреда и определяет его размер;
3) устанавливает причинно-следственную связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и причинением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;
4) определяет необходимые меры по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
11. Техническая комиссия для решения задач, указанных в пункте 10 Порядка, вправе:
1) проводить осмотр объекта капитального строительства, а также имущества физических лиц или юридических лиц, которым причинен вред, в том числе с применением фото- и видеосъемки и оформлением акта осмотра с приложением необходимых документов, включая схемы и чертежи;
2) запрашивать у лиц, осуществляющих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, документы, указанные в части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в случае, если такие документы не были представлены в орган государственного строительного надзора, а также документы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования (включая инженерные изыскания) объекта капитального строительства, исполнительную документацию;
3) получать в установленном порядке документы, справки, сведения, письменные объяснения, а также разъяснения от физических и (или) юридических лиц, иных граждан и их объединений, проводить их изучение и оценку;
4) организовывать проведение необходимых для выполнения задач, указанных в пункте 10 Порядка, экспертиз, исследований, лабораторных и иных испытаний, а также оценки размера причиненного вреда.
12. По итогам установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности технической комиссией в соответствии с частью 6 статьи 62 ГрК РФ составляется заключение, содержащее выводы по следующим вопросам (далее – заключение технической комиссии):
о причинах нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и его размерах;
об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;
о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Размер вреда имуществу физических или юридических лиц устанавливается посредством определения объема причиненного вреда.
В случае установления технической комиссией факта отсутствия причинно-следственной связи между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и причинением вреда либо отсутствия факта нарушения законодательства о градостроительной деятельности в заключении технической комиссии могут не отражаться размер причиненного вреда, а также выводы, указанные в абзацах третьем, четвертом настоящего пункта.
13. Заключение технической комиссии подписывается лицами, указанными в пункте 8 Порядка, и в течение 3 рабочих дней со дня подписания подлежит утверждению председателем технической комиссии.
При отказе члена технической комиссии от подписания заключения технической комиссии к нему прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
Одновременно с утверждением заключения технической комиссии председатель технической комиссии принимает решение о завершении работы технической комиссии.
В случае если техническая комиссия приходит к выводу, что причинение вреда не связано с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, в течение 5 рабочих дней после завершения работы технической комиссии за подписью председателя технической комиссии направляются материалы в орган, к компетенции которого относится решение соответствующих вопросов, с одновременным уведомлением лица (органа), указанного в пункте 4 Порядка, о таком направлении.
Орган государственного строительного надзора публикует утвержденное заключение технической комиссии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения.
14. В случае несогласия с заключением технической комиссии лица, указанные в части 8 статьи 62 ГрК РФ, могут оспорить его в судебном порядке.
15. Срок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности определяется органом государственного строительного надзора при принятии решения о создании технической комиссии, но не должен превышать 3 месяцев с даты создания такой комиссии.
16. Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Руководитель департамента
по надзору в строительной сфере
Краснодарского края М.Г. Кузнецов