Постановление Губернатора Краснодарского края от 28.02.2025 N 101 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подрядчиками требований к порядку и срокам размещения в единой информационной системе информации и сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда"
ГУБЕРНАТОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.02.2025 N 101
г. Краснодар
Об утверждении Положения о региональном государственном
контроле (надзоре) за соблюдением юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, подрядчиками
требований к порядку и срокам размещения
в единой информационной системе информации и сведений,
предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4
Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ
"О строительстве жилых домов по договорам
строительного подряда с использованием счетов эскроу",
необходимых для строительства жилых домов
по договорам строительного подряда
В соответствии с федеральными законами от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в целях установления порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подрядчиками требований к порядку и срокам размещения в информационной системе информации и сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, постановляю:
1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подрядчиками требований к порядку и срокам размещения в единой информационной системе информации и сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда (приложение).
2. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Навазова Г.А.) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" admkrai.krasnodar.ru и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Краснодарского края Нестеренко А.В.
4. Постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Губернатор
Краснодарского края В.И. Кондратьев
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Губернатора
Краснодарского края
от 28.02.2025 N 101
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном контроле (надзоре)
за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, подрядчиками требований к порядку
и срокам размещения в единой информационной
системе информации и сведений, предусмотренных
частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона
от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов
по договорам строительного подряда с использованием
счетов эскроу", необходимых для строительства
жилых домов по договорам строительного подряда
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подрядчиками требований к порядку и срокам размещения в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) информации и сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, на территории Краснодарского края (далее – региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда).
Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее – Федеральный закон N 186-ФЗ) и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.2. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ.
1.3. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, является департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее также – департамент, контрольный (надзорный) орган).
1.4. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подрядчиками требований к порядку и срокам размещения в ЕИСЖС, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона N 186-ФЗ, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда (далее также – обязательные требования).
Объектом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, является деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подрядчиков по размещению в ЕИСЖС информации и сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона N 186-ФЗ (далее также – объект контроля).
1.5. Должностными лицами, которые от имени департамента вправе осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, являются:
руководитель (первый заместитель руководителя, заместитель руководителя, координирующий работу отделов департамента, должностные лица которых осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда) департамента;
должностные лица департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель департамента и заместитель руководителя департамента, координирующий работу отделов департамента, должностные лица которых осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда (далее – уполномоченные должностные лица).
1.6. Должностные лица департамента пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. Под контролируемыми лицами в настоящем Положении понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, подрядчики, обязанные размещать в ЕИСЖС информацию и сведения, предусмотренные частями 2 и 4 статьи 4 Федерального закона N 186-ФЗ.
Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, устанавливаются Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.8. Департаментом в рамках регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и настоящим Положением.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для их учета департамент использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступную информацию.
1.9. Учет объектов контроля обеспечивается департаментом в информационной системе департамента, в которой осуществляется накопление поступающей в департамент информации о наличии уведомлений, предусмотренных статьями 511 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.10. Департамент при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, взаимодействует с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
1.11. Получение документов или совершение иных юридически значимых действий работниками контролируемых лиц организаций, не являющимися руководителями, должностными лицами или иными уполномоченными работниками таких организации, осуществляется в случаях, если данные лица непосредственно участвуют в контрольных (надзорных) мероприятиях.
1.12. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, представления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении
регионального государственного контроля (надзора)
за размещением информации и сведений,
необходимых для строительства жилых домов
по договорам строительного подряда
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В связи с отсутствием плановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, периодичность проведения таких мероприятий в отношении объектов контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба) департаментом не определяется.
2.2. Проведение департаментом профилактических мероприятий осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба). В этих целях объекты регионального контроля (надзора) подлежат отнесению департаментом к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): средний риск, умеренный риск, низкий риск.
2.3. Объект контроля относится к категории среднего риска в случае одновременного выявления фактов:
2.3.1. Регистрации контролируемого лица в Едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в течение последнего календарного года.
2.3.2. Более 5 случаев нарушений обязательных требований в течение последнего календарного года.
2.4. Объект контроля относится к категории умеренного риска в случае выявления более 5 случаев нарушений обязательных требований в течение последнего календарного года.
2.5. Объект контроля относится к категории низкого риска в случае выявления менее 5 случаев нарушений обязательных требований в течение последнего календарного года.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.7. Индикаторами риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, являются:
выявление в ходе проведения анализа информации, размещенной в ЕИСЖС, отсутствия сведений о договоре строительного подряда и заказчике, указанных в части 4 статьи 4 Федерального закона N 186-ФЗ, если к правоотношениям применяются положения части 2 статьи 1 Федерального закона N 186-ФЗ;
выявление в ходе проведения анализа информации, размещенной в ЕИСЖС, отсутствия информации о наличии уведомления об окончании строительства жилого дома по истечении 90 календарных дней со дня, установленного для окончания выполнения работ по договору строительного подряда.
2.8. При выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров должностное лицо департамента направляет уполномоченному должностному лицу мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
3.1. Департаментом ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики рисков) в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
3.2. Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Контрольный (надзорный) орган при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе, если иное не предусмотрено настоящим Положением, в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
3.4. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо департамента незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.5. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6. Департамент ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики департамента (далее – доклад). Доклад готовится до 15 февраля года, следующего за отчетным, утверждается приказом департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 марта года, следующего за отчетным.
Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада.
3.7. При наличии у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в департамент возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или наименование организации;
идентификационный номер налогоплательщика;
дата и номер направленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение направляется контролируемым лицом не позднее 15 календарных дней со дня получения предостережения в бумажном виде почтовым отправлением в департамент, либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с пунктами 1 и 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на адрес электронной почты департамента (dnss@krasnodar.ru), либо иными способами, позволяющими подтвердить факт и дату направления возражения.
Департамент в течение 30 календарных дней со дня получения возражений рассматривает их и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ для информирования контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).
Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Консультирование контролируемых лиц осуществляется департаментом в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме или в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Продолжительность устного консультирования должностными лицами департамента не может превышать 15 минут.
Должностные лица департамента осуществляют консультирование, в том числе письменно, по следующим вопросам:
профилактика рисков нарушения обязательных требований;
соблюдение обязательных требований;
порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) за размещением информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда;
порядок обжалования решений департамента, принятых в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора).
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, ответ на которые дается в сроки, установленные статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Консультирование по однотипным обращениям (5 и более) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом департамента, в течение пяти рабочих дней со дня его подписания.
3.9. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом департамента по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо департамента осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц осуществляется по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
3.9.1. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 521 Федерального закона N 248-ФЗ по основаниям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 521 Федерального закона N 248-ФЗ, в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказа контролируемого лица от его проведения.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов контроля, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, определяется в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 248-ФЗ и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
3.9.2. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица осуществляется департаментом в соответствии со статьей 522 Федерального закона N 248-ФЗ по заявлению контролируемого лица, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства.
Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита (далее – заявление) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Департамент рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита департамент в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;
в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
в течение года до даты подачи заявления департаментом проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц департамента либо членов их семей.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом департамент не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо департамента, проводившее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного
контроля (надзора)
4.1. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проводится департаментом посредством контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия и контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, указанных в настоящем Положении.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении документарной проверки.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, формами взаимодействия департамента, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом департамента и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица департамента в месте осуществления деятельности контролируемого лица.
4.3. Основанием для проведения документарной проверки, может быть:
наличие у департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом положений статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
4.4. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям департамент получает:
при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
4.5. Сведения о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или об отклонении объекта контроля от таких параметров департамент получает при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия.
4.6. Документарная проверка – это контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного контроля (надзора) за размещением информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда.
Порядок проведения документарной проверки установлен статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе документарной проверки:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
При проведении документарной проверки департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены департаментом от иных органов.
Документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за размещением информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в департамент исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
4.7. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для проведения документарной проверки принимается решение департамента, подписанное уполномоченным должностным лицом департамента и соответствующее требованиям, установленным статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Документарная проверка может быть начата после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Типовая форма решения о проведении документарной проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
4.9. В случае если проведение документарной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо департамента составляет акт о невозможности проведения документарной проверки с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения документарной проверки в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае должностное лицо департамента вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках документарной проверки в любое время до завершения её проведения.
В случае если проведение документарной проверки оказалось невозможным, уполномоченное должностное лицо департамента вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения документарной проверки принять решение о проведении в отношении контролируемого лица документарной проверки без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
Уклонение контролируемого лица от проведения документарной проверки или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
4.10. В день подписания решения о проведении документарной проверки в целях согласования ее проведения департамент направляет в орган прокуратуры сведения о документарной проверке с приложением копии решения о проведении документарной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.
4.11. Департамент при поступлении сведений, предусмотренных частью 1 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ, и в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований приступает к проведению документарной проверки незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после поступления указанных сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных пунктом 4.10 настоящего Положения. В этом случае контролируемое лицо может не уведомляться о проведении документарной проверки.
4.12. К результатам документарной проверки относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности.
4.13. По окончании проведения документарной проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также – акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Типовая форма акта документарной проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Оформление акта производится на месте проведения документарной проверки в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
Результаты документарной проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акт документарной проверки, проведение которой было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
4.14. Наблюдение за соблюдением обязательных требований – это сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится должностными лицами департамента в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ, на основании заданий уполномоченных должностных лиц департамента, включая задания, содержащиеся в планах работы департамента, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, департаментом могут быть приняты следующие решения:
решение о проведении документарной проверки в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
решение об объявлении предостережения.
К результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований относится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
По окончании проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (далее – акт наблюдения за соблюдением обязательных требований). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Форма акта наблюдения за соблюдением обязательных требований утверждается приказом департамента, если такая форма не утверждена в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.15. Акт по результатам проведения документарной проверки или акт наблюдения за соблюдением обязательных требований направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.16. В случае выявления при проведении документарной проверки нарушений обязательных требований контролируемым лицом департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан осуществить действия, установленные пунктами 1, 3 – 5 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5. Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к порядку и срокам размещения информации и сведений, необходимых для строительства жилых домов по договорам строительного подряда, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении документарной проверки и обязательных профилактических визитов;
актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
иных решений, принимаемых департаментом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.
5.2. Форма, содержание и порядок подачи жалобы установлены статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 112 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Подача и рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляются на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5.3. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в порядке, установленном статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.4. Департамент рассматривает жалобы в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба подлежит рассмотрению департаментом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.
Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их департаментом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
5.5. Жалобы на решения департамента, действия (бездействие) его должностных лиц рассматриваются руководителем департамента.
Заместитель руководителя
департамента по надзору
в строительной сфере
Краснодарского края В.В. Яковенко