Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края"

 

7 августа 1996 года

N 41-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ

И КУРОРТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

23 июля 1996 года

 

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Законами Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", "О Законодательном Собрании Краснодарского края" и другими действующими законодательными актами Российской Федерации, Краснодарского края, признавая важную роль курортного дела в укреплении здоровья населения и развитии экономики Краснодарского края, где курортная отрасль является одной из ведущих и перспективных отраслей экономики, стремясь к совершенствованию правового механизма, обеспечивающего развитие санаторно-курортного комплекса в интересах населения Краснодарского края и России в целом с учетом региональных условий и особенностей края в качестве субъекта Российской Федерации, Законодательное Собрание Краснодарского края принимает настоящий Закон.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

курорт краевого значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Краснодарского края;

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов местного самоуправления;

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы, объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 21.12.2015 N 3295-КЗ;

лечебный пляж - участок побережья поверхностного водного объекта, оборудованный и содержащийся в соответствии с санитарными нормами и правилами, соответствующий требованиям системы классификации пляжей, пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.

 

Статья 2. Законодательство Краснодарского края о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах края

 

1. Законодательство Краснодарского края о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Краснодарского края.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, развитием, использованием, охраной и защитой лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с изучением, развитием, использованием, охраной и защитой природных ресурсов, не отнесенных в установленном законом порядке к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

4 - 5. Исключены. - Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1106-КЗ.

 

Статья 3. Реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края

 

1. Реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края, представляет собой перечень лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных организаций, расположенных на территории Краснодарского края.

2. Порядок ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края, утверждается специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия.

3. Ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края, осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия.

 

Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом в Краснодарском крае

 

1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты на территории Краснодарского края могут иметь федеральное, краевое и местное значение.

2. На территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.

3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с высшим исполнительным органом Краснодарского края, краевого значения - высшим исполнительным органом Краснодарского края по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

4. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, определяемом высшим исполнительным органом Краснодарского края.

5. Порядок признания территорий Краснодарского края лечебно-оздоровительными местностями и курортами краевого и местного значения определяется положением, утверждаемым высшим исполнительным органом Краснодарского края.

6. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. Положение о курорте федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации, положение о курортах краевого и местного значения - высшим исполнительным органом Краснодарского края. В положении о курорте краевого и местного значения должны быть отражены местонахождение курорта, его статус, границы и режим округов, зон санитарной (горно-санитарной) охраны, лечебно-оздоровительная специализация, вопросы развития и застройки, санитарной охраны, использования природных лечебных ресурсов (с указанием государственных органов, обеспечивающих контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов и охраной их от загрязнения), благоустройства, мероприятия по профилактике природно-очаговых инфекционных заболеваний, а также порядок осуществления контроля и надзора за обеспечением установленного режима округа горно-санитарной охраны курорта, разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения и преждевременного истощения.

7. Решение о ликвидации лечебно-оздоровительной местности или курорта краевого значения либо об изменении их границ принимается высшим исполнительным органом Краснодарского края по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании материалов комплексного экологического обследования лечебно-оздоровительной местности или курортов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Решение о ликвидации лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения либо об изменении их границ принимается высшим исполнительным органом Краснодарского края по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании материалов комплексного экологического обследования лечебно-оздоровительной местности или курортов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

Статья 5. Исключена. - Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1106-КЗ.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДНЫХ

ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

И КУРОРТОВ КРАЕВОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 5(1). Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения

 

К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относятся:

принятие законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

контроль за исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;

рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения в соответствии с установленной законодательством Российской Федерации компетенцией.

 

Статья 6. Полномочия высшего исполнительного органа Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения

 

К полномочиям высшего исполнительного органа Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относятся:

- признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом краевого и местного значения;

- установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, согласованных в установленном порядке;

утверждение положения о признании территорий Краснодарского края лечебно-оздоровительными местностями и курортами краевого и местного значения;

утверждение положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения;

- решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения;

- решение вопросов развития и совершенствования инфраструктуры курортов краевого значения;

- определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов краевого и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;

абзац исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ;

- организация изучения, развития, использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 14.12.2012 N 2619-КЗ;

- международное сотрудничество в сфере изучения, рационального использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов;

- отнесение земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 19.07.2018 N 3829-КЗ;

абзацы двенадцатый - тринадцатый утратили силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

- рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения в соответствии с установленной законодательством Российской Федерации компетенцией.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения

 

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения относятся:

- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;

- абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 16.07.2010 N 2007-КЗ;

- представление в высший исполнительный орган Краснодарского края предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения, обоснований по долгосрочному резервированию территорий под указанные цели;

- участие в разработке и реализации государственных программ освоения береговой зоны и земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 14.12.2012 N 2619-КЗ;

абзац исключен. - Закон Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ;

- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии лечебно-оздоровительной местности, курорта с устойчивым природно-экологическим потенциалом;

- внесение предложений в высший исполнительный орган Краснодарского края об изменении границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого либо местного значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса;

- решение вопросов о финансировании охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения в пределах средств, определенных местным бюджетом на соответствующий год;

- ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации;

- рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения в соответствии с установленной компетенцией, а также осуществление полномочий, делегированных федеральными и краевыми органами.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 8. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия

 

Специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия осуществляет:

координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей краевого и местного значения и природных лечебных ресурсов;

участие в установленном порядке в разработке, координации и реализации государственных программ Краснодарского края и в реализации государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

участие совместно с заинтересованными организациями, ведомствами и органами местного самоуправления в разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих краевое и местное значение, в установлении их границ и режимов;

абзацы пятый - шестой утратили силу. - Закон Краснодарского края от 02.07.2014 N 2996-КЗ;

утверждение порядка ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края, а также ведение указанного реестра;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.04.2016 N 3385-КЗ;

содействие кадровому обеспечению в сфере курортного дела;

организацию и координацию проведения научных исследований, конференций, семинаров в целях развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Краснодарского края, и повышения эффективности их использования;

участие в работе межведомственных комиссий Краснодарского края в части развития на территории Краснодарского края санаторно-курортного и туристского комплекса, а также эффективного использования рекреационных ресурсов;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 16.07.2010 N 2007-КЗ;

согласование предоставления земельных участков лечебно-оздоровительных местностей и курортов рекреационного назначения, находящихся в собственности Краснодарского края;

рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения в соответствии с установленной законодательством компетенцией.

 

Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ

РЕСУРСОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

Статья 10. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы и предоставление природных лечебных ресурсов

 

1. Природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края.

2. Природные лечебные ресурсы предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам для санаторно-курортного лечения, профилактики заболеваний и отдыха граждан. Минеральные воды могут быть также использованы для промышленного розлива.

3 - 4. Исключены. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ.

3. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Статья 11. Использование земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов

 

1. Земельные участки в первой зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны, на которых расположены гидроминеральные ресурсы, могут быть предоставлены специализированным гидрогеологическим организациям и иным организациям, имеющим лицензию на право пользования недрами, в аренду в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения определяются Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также Законом Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".

3. Лечебный пляж предназначается для использования отдельной санаторно-курортной организацией, группой санаторно-курортных организаций, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи, использование лечебного пляжа осуществляется в соответствии с водным законодательством.

 

Статья 12. Разработка и использование месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов

 

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов в административных границах Краснодарского края разрабатываются специализированными гидрогеологическими (эколого-гидрогеологическими) организациями и иными организациями, имеющими лицензию на право пользования недрами.

2. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ.

2. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей допускается только при наличии технологической схемы, разработанной и согласованной в установленном законом порядке.

3. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками эксплуатации. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

4. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

5 - 6. Исключены. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ.

5. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 14.12.2012 N 2619-КЗ.

 

Статья 13. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

 

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

 

Глава 4. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА

ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ

 

Статья 14. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

 

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли являются особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения производится организациями по заданиям заказчика на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий.

3. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяется положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения, утверждаемым высшим исполнительным органом Краснодарского края.

4. Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого значения, их изменение утверждаются высшим исполнительным органом Краснодарского края по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, их изменение утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в границы вновь создаваемых или ранее созданных лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения могут быть включены участки акваторий водных объектов (в том числе морей), находящихся в федеральной собственности.

5. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных организаций и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

6. Установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны курорта обеспечивается:

в первой зоне - пользователями;

во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

7. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

8. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 14.12.2012 N 2619-КЗ.

9 - 10. Исключены. - Закон Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ.

 

Глава 5. РАЗВИТИЕ И ЗАСТРОЙКА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ КРАЕВОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Статья 15. Развитие и застройка лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на территории Краснодарского края

 

1. Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и программами развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

2. Застройка площадей залегания минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.

3. Строительство в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится в соответствии с документами территориального планирования и разработанной на их основе документацией по планировке территорий в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА

 

Статья 16. Поддержка развития курортов в Краснодарском крае

 

Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации.

Поддержка развития курортов краевого значения является расходным обязательством Краснодарского края.

Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений, муниципальных округов и городских округов.

Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

 

Статья 17. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

 

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

 

Статья 17(1). Статус санаторно-курортных организаций

 

1. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края могут создаваться и действовать в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах санаторно-курортные организации.

2. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

 

Глава 7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ,

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

 

Статья 18. Разрешение споров

 

1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

 

Статья 19. Разрешение международных споров

 

Международные споры в области использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.

 

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ

ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

И КУРОРТОВ

 

Статья 20. Виды ответственности

 

1. За нарушение установленного режима использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ.

 

Статья 20(1). Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения

 

1. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 21. Заключительные положения

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

И.о. главы администрации

Краснодарского края

В.Ф.ГЛАДСКОЙ

Краснодар

7 августа 1996 года

N 41-КЗ

Закон Краснодарского края "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" от 07.08.1996 N 41-КЗ