Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 03.06.1998 N 133-КЗ "Об охране труда"

 

3 июня 1998 года

N 133-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

26 мая 1998 года

 

Настоящий закон обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда на территории Краснодарского края между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности и направлен на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Правовым основанием настоящего закона являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

2) условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

3) вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника;

4) опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника;

4(1)) опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности;

5) безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

6) рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

7) средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения;

7(1)) средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

8) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ;

8(1)) система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей;

9) производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

10) требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда;

11) государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

12) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ;

12(1)) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

13) профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья;

14) управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков;

15) мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае - систематический сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда, которая может быть использована для своевременного выявления происходящих в этой сфере изменений, предупреждения негативных тенденций, информирования общественности и иных заинтересованных организаций.

 

Статья 1(1). Основные принципы обеспечения безопасности труда

 

Основными принципами обеспечения безопасности труда являются:

предупреждение и профилактика опасностей;

минимизация повреждения здоровья работников.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Статья 2. Законодательство Краснодарского края об охране труда и сфера его действия

 

Законодательство Краснодарского края об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Краснодарского края.

Гарантии права работников на здоровье и безопасные условия труда, определенные коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Краснодарского края, не могут быть ниже гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации и настоящим Законом.

Положения настоящего Закона распространяются на:

работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

проходящих производственную практику студентов образовательных организаций;

лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;

членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;

работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ.

 

Статья 3. Реализация государственной политики в области охраны труда

 

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в Краснодарском крае обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

 

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

Статья 4. Государственное управление охраной труда в Краснодарском крае

 

1. Государственное управление охраной труда на территории Краснодарского края осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти Краснодарского края в области содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений в пределах их полномочий.

2. К полномочиям высшего исполнительного органа Краснодарского края относятся:

1) реализация государственной политики в области охраны труда на территории Краснодарского края;

2) принятие нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов исполнительной власти;

3) утверждение государственных программ Краснодарского края улучшения условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением;

4) определение уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда (далее - орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда);

5) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ;

6) осуществление иных полномочий в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

3. К полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда относятся:

1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории Краснодарского края;

2) разработка государственной программы (подпрограммы) Краснодарского края по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственную программу (подпрограмму) Краснодарского края, обеспечение контроля за их выполнением и достижением показателей их эффективности и результативности, разработка и утверждение нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны труда в пределах своей компетенции и осуществление контроля за их выполнением;

3) организация сбора и обработки информации (мониторинг) о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края;

4) анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

5) координация проведения на территории Краснодарского края в установленном порядке обучения по охране труда;

6) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ;

7) осуществление на территории Краснодарского края в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

8) осуществление мероприятий по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям и работникам по вопросам охраны труда;

9) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ;

10) участие в порядке, установленном трудовым законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

11) исполнение иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

12) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

3(1). К полномочиям учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Краснодарского края в области содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, - центров занятости населения в муниципальных образованиях Краснодарского края относятся:

1) участие в организации сбора и обработки информации (мониторинга) о состоянии условий и охраны труда у работодателей;

2) анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

3) участие в осуществлении мероприятий по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям и работникам по вопросам охраны труда;

4) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ;

5) участие в порядке, установленном трудовым законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) участие в координации проведения на территории Краснодарского края в установленном порядке обучения по охране труда.

4. Органы исполнительной власти Краснодарского края обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в области охраны труда в курируемых отраслях и организациях и координируют свою деятельность с органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда.

 

Статья 5. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 07.07.2009 N 1784-КЗ.

 

Статья 6. Реализация государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях

 

1. Органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий.

2. Органы местного самоуправления:

1) принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

2) принимают и реализуют муниципальные программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;

3) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

4) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

5) участвуют по согласованию в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, краевой или муниципальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

7) содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

8) осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 7. Управление охраной труда в организации и у работодателей - индивидуальных предпринимателей

 

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

2. У работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда.

3. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

6. Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и быть аккредитованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

 

Статья 7.1. Мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае

 

1. Мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае проводится в целях комплексной оценки ситуации в сфере охраны труда в Краснодарском крае, осуществления прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда, представления сведений для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.

2. Мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае организует и проводит орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда и подведомственные ему государственные казенные учреждения Краснодарского края центры занятости населения в муниципальных образованиях в соответствии с законодательством Краснодарского края.

3. Мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом Краснодарского края.

 

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Статья 8. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда

 

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и законах и иных нормативных правовых актах Краснодарского края, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Статья 9. Обучение по охране труда

 

1. Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения:

инструктажей по охране труда;

стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников);

обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

2. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

4. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ.

 

Статья 10. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда

 

1. Проекты организации строительства (реконструкции) объектов капитального строительства должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь обязательное подтверждение соответствия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ.

3. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

4. В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных и (или) опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

5. В производстве запрещается применение вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

 

Статьи 11 - 12. Утратили силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ.

 

Статья 13. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

 

Статья 14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий Краснодарского края) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

3. В крае, в отраслях экономики, в муниципальных образованиях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

 

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ

 

Статья 15. Права работника в области охраны труда

 

Каждому работнику гарантированы права на охрану труда, закрепленные Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на:

а) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

б) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

в) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

г) обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое производится в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;

д) обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке;

е) обучение по охране труда за счет средств работодателя;

ж) обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов);

з) обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

и) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);

к) дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;

л) на время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе;

м) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ;

н) гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором. Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя с учетом финансово-экономического положения работодателя;

о) возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

п) защиту своих прав, в том числе в судебном порядке;

р) внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

 

Статья 16. Обязанности работника в области охраны труда

 

Работник обязан:

а) проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знаний требований охраны труда;

б) соблюдать требования охраны труда;

в) использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

г) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ;

д) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;

е) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями;

ж) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 07.07.2009 N 1784-КЗ;

з) правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию; следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции.

 

Статья 17. Обязанности работодателя в области охраны труда

 

Работодатель обязан обеспечить:

а) соблюдение законодательства об охране труда, действующего на территории Российской Федерации и Краснодарского края;

б) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

в) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

г) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

д) соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;

е) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ;

е.1) создание и функционирование системы управления охраной труда;

ж) проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

з) информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;

и) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

к) приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

л) за счет своих средств в соответствии с установленными нормами своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты;

м) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

н) обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знаний требований охраны труда;

о) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

п) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ;

р) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;

с) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

т) беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;

у) предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органу исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда (по формам и в сроки, установленные нормативным правовым актом Губернатора Краснодарского края), органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

ф) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

х) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;

х) исключен. - Закон Краснодарского края от 07.08.2000 N 311-КЗ;

ц) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ;

ч) ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;

ш) разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов;

щ) - ы) утратили силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ;

э) оснащение средствами коллективной защиты;

ю) соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;

я) приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;

я(1)) при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

 

Статья 18. Права работодателя в области охраны труда

 

Работодатель имеет право:

1) использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;

2) вести электронный документооборот в области охраны труда;

3) предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (Государственной инспекции труда в Краснодарском крае).

 

Статья 19. Запрет на работу в опасных условиях труда

 

Запрет на работу в опасных условиях труда регулируется законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19(1). Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

 

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием регулируется законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

 

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Глава 5. КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

 

Статья 21. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

2. Утратил силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4665-КЗ.

 

Статья 21.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами Краснодарского края.

 

Статья 22. Государственная экспертиза условий труда

 

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

1) качества проведения специальной оценки условий труда;

2) правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3017-КЗ;

4) фактических условий труда работников.

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

4. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления государственной экспертизы условий труда любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм, а также работодателей - физических лиц);

2) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда;

3) проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

5. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

1) составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации, проводящие специальную оценку условий труда;

2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

3) обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

6. Орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный на проведение государственной экспертизы условий труда, устанавливает размер платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основе методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в соответствии с действующим трудовым законодательством.

7. Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Статья 23. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда

 

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений по охране труда. Территориальные объединения организаций профсоюзов вправе создавать в этих целях правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов.

2. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов в установленном порядке имеют право беспрепятственно проверять в организациях и у работодателей - индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены данного профессионального союза, или профсоюзов, входящих в объединение, соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

3. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

а) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

б) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

в) принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

г) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве;

д) предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

е) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

ж) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

з) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

и) принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Краснодарском крае, содержащих нормы трудового права;

к) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

л) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

4. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

 

Статья 24. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ.

 

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

 

Статья 25. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда

 

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного контроля (надзора) за охраной труда, а также общественного контроля за охраной труда, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исключен. - Закон Краснодарского края от 07.08.2000 N 311-КЗ.

 

Статья 26. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда

 

За нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда работники организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ.

 

Статья 27. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений, а также ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

 

В случаях, когда производственная деятельность организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по решению суда.

Решения о ликвидации указанных организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений принимаются судом по требованию государственных инспекторов труда.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего закона

 

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации

Краснодарского края

Н.И.КОНДРАТЕНКО

Краснодар

3 июня 1998 года

N 133-КЗ

Закон Краснодарского края "Об охране труда" от 03.06.1998 N 133-КЗ