Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 13.07.1998 N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

 

13 июля 1998 года

N 135-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

26 июня 1998 года

 

Настоящий закон определяет общие для Краснодарского края организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Краснодарского края (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Краснодарского края или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера).

Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Законе используются следующие понятия:

защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (защита от чрезвычайных ситуаций) - комплекс организационных, экономических, инженерно-технических, природоохранных и специальных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью сохранения жизни, здоровья и спасения людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление или опасное техногенное происшествие (авария, катастрофа), широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его поражающих факторов из других территорий сложилась чрезвычайная ситуация;

поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванного источником чрезвычайной ситуации, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами;

предупреждение чрезвычайной ситуации - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

аварийно-восстановительные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по креплению или обрушению конструкций зданий, грозящих обвалом, ремонту и восстановлению по временным схемам объектов жизнеобеспечения населения, транспортных коммуникаций, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий;

неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ и аварийно-восстановительных работ, оказание населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

неотложные аварийно-восстановительные работы после ликвидации чрезвычайных ситуаций - первоочередные работы по восстановлению объектов коммунального хозяйства и социальной сферы, поврежденных в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, до характеристик этих объектов, имевших место до повреждения;

восстановление территории после чрезвычайной ситуации - планомерно проводимые восстановительные, ремонтно-восстановительные и строительные работы, а также работы по восстановлению систем жизнеобеспечения населения и социально-реабилитационные мероприятия на территории, где была ликвидирована чрезвычайная ситуация;

население, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации, - все население, оказавшееся на момент случившегося опасного явления в зоне чрезвычайной ситуации;

пострадавшее население - часть населения, оказавшаяся в зоне чрезвычайной ситуации, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб;

жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий исполнительных органов Краснодарского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации, на маршрутах и в районе эвакуации пострадавшего населения;

первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - предоставление населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, материальных средств и услуг, минимально необходимых для удовлетворения его жизненно важных потребностей в соответствии с установленными нормами;

резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - запасы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, а также транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов, создаваемые заблаговременно в целях экстренного привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - запас финансовых ресурсов, создаваемый заблаговременно в целях экстренного привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек;

специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;

режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации;

оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах их защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;

зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;

органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Статья 3. Цели настоящего Закона

 

Целями настоящего Закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории края.

 

Статья 4. Территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края

 

1. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края создается территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее также - территориальная подсистема).

2. Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению территории Краснодарского края.

3. Организация, состав сил и средств территориальной подсистемы, а также порядок ее деятельности определяются положением о ней, утверждаемым высшим исполнительным органом Краснодарского края - администрацией Краснодарского края.

4. Территориальная подсистема действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

5. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения.

6. Координационными органами территориальной подсистемы являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Краснодарского края, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Краснодарского края и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Указанные комиссии осуществляют координацию деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном, объектовом уровнях территориальной подсистемы соответственно.

7. Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне территориальной подсистемы.

8. Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:

а) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориального органа федерального органа исполнительной власти по Краснодарскому краю, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориального органа федерального органа исполнительной власти по Краснодарскому краю и организации (подразделения) исполнительных органов Краснодарского края, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

б) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Краснодарского края, подведомственные органам местного самоуправления в Краснодарском крае, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

в) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

9. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления территориальной подсистемы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами территориальной подсистемы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют на региональном уровне центры управления в кризисных ситуациях территориального органа федерального органа исполнительной власти по Краснодарскому краю, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение координации деятельности, указанной в настоящей части, на муниципальном уровне осуществляют единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Краснодарского края в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны и пожарной безопасности.

 

Статья 4(1). Функционирование органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края

 

1. Органы управления и силы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

2. Порядок деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы местной администрации городского поселения Краснодарского края при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения Краснодарского края;

решением главы местной администрации муниципального района Краснодарского края при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района Краснодарского края;

решением главы местной администрации муниципального округа Краснодарского края или решением главы местной администрации городского округа Краснодарского края при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа Краснодарского края, городского округа Краснодарского края;

в) региональный уровень реагирования - решением Губернатора Краснодарского края при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и исполнительных органов Краснодарского края, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы должностное лицо, определенное пунктом 3 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных лиц, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Статья 5. Исключена. - Закон Краснодарского края от 15.07.2005 N 891-КЗ.

 

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения

 

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций и по согласованию с высшим исполнительным органом Краснодарского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны и пожарной безопасности по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

 

Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

2. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

4. Органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами и организациями заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края.

 

Статья 8. Основные принципы организации и направления осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Основными принципами организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) заблаговременное, плановое проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

б) обязательная и всеобщая подготовка населения к действиям при угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) устойчивое и автономное функционирование территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края;

г) необходимая достаточность и максимально возможное использование сил, средств, резервов материальных ресурсов территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и ее звеньев для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

1(1). Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

2. Основными направлениями осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) анализ обстановки и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;

б) организация государственной экспертизы и установление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) декларирование безопасности промышленной деятельности;

г) страхование гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности;

д) разработка и реализация нормативных правовых актов по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) поддержание в готовности сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В

ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Статья 9. Полномочия законодательного органа государственной власти Краснодарского края

 

Законодательный орган государственной власти Краснодарского края:

а) обеспечивает законодательное регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

б) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

в) осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых нормативных правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

 

Статья 10. Полномочия высшего исполнительного органа Краснодарского края

 

Высший исполнительный орган Краснодарского края:

а) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Краснодарского края нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их выполнение;

б) контролирует деятельность органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) - г) исключены. - Закон Краснодарского края от 15.07.2005 N 891-КЗ;

д) формирует комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

е) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.02.2023 N 4853-КЗ;

ж) образует орган исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий высшего исполнительного органа Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Краснодарского края;

з) осуществляет руководство созданием и деятельностью поисково - спасательной службы Краснодарского края;

и) организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ Краснодарского края и отдельных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

к) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.02.2023 N 4853-КЗ;

л) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

м) осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

н) организует подготовку и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

о) создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения;

п) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

р) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

с) организует, проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; в случае недостаточности собственных средств обращается в Правительство Российской Федерации за финансовой помощью;

т) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

у) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

ф) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

х) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплат единовременных пособий, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

ц) принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ч) устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4(1) настоящего Закона;

ш) осуществляет создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивает ее эксплуатацию и развитие;

щ) создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

э) осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивает (в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций) своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

ю) утверждает положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Краснодарском крае полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

я) разрабатывает и утверждает планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края;

я(1)) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "ц" настоящей статьи;

я(2)) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а(2)" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), устанавливает дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а(1)" статьи 10 Федерального закона.

 

Статья 10(1). Полномочия органов государственной власти Краснодарского края при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций

 

1. В целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - жилые помещения), исполнительные органы Краснодарского края вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Краснодарского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Положения, включаемые в программы, указанные в части 1 настоящей статьи, методика их разработки, а также иные вопросы организации возмещения ущерба, причиненного застрахованным в рамках таких программ жилым помещениям, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления

 

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 11(1). Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Краснодарского края местным бюджетам

 

1. Из бюджета Краснодарского края могут предоставляться межбюджетные трансферты местным бюджетам на софинансирование (финансовое обеспечение) расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера для предоставления социальных выплат гражданам на приобретение жилого помещения в целях их отселения в границах муниципального образования с территории, подверженной риску повторного возникновения чрезвычайной ситуации. Понятие "территория, подверженная риску повторного возникновения чрезвычайной ситуации" и критерии определения такой территории устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны и пожарной безопасности.

2. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 10.03.2020 N 4227-КЗ.

 

Статьи 12 - 13. Исключены. - Закон Краснодарского края от 15.07.2005 N 891-КЗ.

 

Статья 14. Орган исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий высшего исполнительного органа Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий

 

Орган исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий высшего исполнительного органа Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий взаимодействует с иными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями в осуществлении аварийно - восстановительных работ, восстановлении территорий после ликвидации чрезвычайных ситуаций и решении иных вопросов по реализации полномочий высшего исполнительного органа Краснодарского края.

Задачи, состав, порядок функционирования и полномочия данного органа исполнительной власти Краснодарского края определяются положением об этом органе, утверждаемым Губернатором Краснодарского края.

 

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И

ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Статья 15. Исключена. - Закон Краснодарского края от 04.02.2002 N 442-КЗ.

 

Статья 15. Исключена. - Закон Краснодарского края от 15.07.2005 N 891-КЗ.

 

Статья 17. Исключена. - Закон Краснодарского края от 04.02.2002 N 442-КЗ.

 

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ОРГАНИЗАЦИЙ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

 

Статья 16. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

На территории Краснодарского края гарантируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закрепленные в Конституции Российской Федерации, соответствующих федеральных законах и законах Краснодарского края.

 

Статья 17. Обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Краснодарского края, обязаны:

а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края, органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;

в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

г) выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

е) эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.

 

Статья 18. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Организации обязаны:

а) выполнять требования федеральных законов, законов Краснодарского края и иных нормативных правовых актов по защите населения, своих работников и подведомственных территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) анализировать имевшие место чрезвычайные ситуации и проводить оценку риска возникновения новых;

в) планировать и осуществлять необходимые меры по защите своих работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

г) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования подведомственных объектов производственного назначения и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

е) создавать и поддерживать в готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

ж) финансировать мероприятия по защите своих работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

з) создавать объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

к) обеспечивать своих работников индивидуальными и коллективными средствами защиты и поддерживать их в постоянной готовности;

л) создавать и совершенствовать учебно-материальную базу для подготовки своих работников к действиям в чрезвычайных ситуациях;

м) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.02.2023 N 4853-КЗ;

н) направлять подведомственные силы, средства и резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в иных организациях и на других территориях в соответствии с распоряжением руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций или на договорной основе;

о) проводить ликвидацию чрезвычайной ситуации и восстановление территории после чрезвычайной ситуации, сложившейся на подведомственной территории, собственными силами, средствами, с привлечением объектовых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств других источников;

п) проводить ликвидацию чрезвычайной ситуации и восстановление территорий после чрезвычайной ситуации, сложившейся по их вине в иных организациях и на других территориях, собственными силами, средствами, с привлечением объектовых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств других источников;

р) возмещать в случае возникновения чрезвычайной ситуации по их вине за счет собственных средств финансовые и материальные затраты других организаций, связанные с привлечением их сил, средств, резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и восстановления территорий;

с) возмещать в случае возникновения чрезвычайной ситуации по их вине материальный ущерб населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации;

т) представлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

2. Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных лиц, находящихся на ее территории, а также о проведении эвакуационных мероприятий.

3. Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.

 

Глава 5. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Статья 19. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

 

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Должностные лица и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, определенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам и непосредственно по месту работы.

 

Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям совместно с высшим исполнительным органом Краснодарского края, органами местного самоуправления, руководителями организаций и общественными объединениями, в том числе с использованием средств массовой информации, а также специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

 

Глава 6. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И

ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Исключена. - Закон Краснодарского края от 15.07.2005 N 891-КЗ.

 

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И НАДЗОР

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Статья 25. Государственная экспертиза проектной документации отдельных объектов капитального строительства

 

Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, не отнесенная федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, проводится органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

 

Статья 26. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в Краснодарском крае в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и законодательством Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 28. Вступление настоящего закона в силу

 

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации

Краснодарского края

Н.И.КОНДРАТЕНКО

Краснодар

13 июля 1998 года

N 135-КЗ

Закон Краснодарского края "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13.07.1998 N 135-КЗ