Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 31.12.2003 N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края"

 

31 декабря 2003 года

N 656-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

22 декабря 2003 года

 

Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края с учетом уникальности Краснодарского края в отношении разнообразия и количества особо охраняемых природных территорий, важности их сохранения в интересах населения как Краснодарского края, так и России в целом.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на территории Краснодарского края в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

2) режим особой охраны - система ограничений хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;

3) охранная зона особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, имеющий регулируемый режим хозяйственной деятельности и предназначенный для ее защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий;

4) функциональные зоны особо охраняемой природной территории - устанавливаемые в границах особо охраняемой природной территории зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей целям образования и использования особо охраняемой природной территории;

5) схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - утверждаемая Губернатором Краснодарского края документация по созданию, размещению и развитию системы особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае;

6) проект материалов, обосновывающих создание, функциональное зонирование, изменение категории, границ, площади, режима особой охраны и функционального зонирования особо охраняемой природной территории или снятие правового статуса особо охраняемой природной территории, - документация, содержащая результаты анализа и обобщения информации о природных, природно-антропогенных комплексах и объектах, объектах растительного и животного мира, естественных экологических системах, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном значении, проектные решения по созданию, функциональному зонированию особо охраняемой природной территории, изменению категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемой природной территории, снятию правового статуса особо охраняемой природной территории, по видам разрешенного использования земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

7) создание особо охраняемой природной территории - комплекс мероприятий, включающих:

а) проведение обследования территории (акватории) с целью подготовки проекта материалов, обосновывающих создание особо охраняемой природной территории;

б) придание правового статуса особо охраняемой природной территории участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, для которых устанавливается режим особой охраны;

в) утверждение границ и режима особой охраны особо охраняемой природной территории, ее функциональных зон (при наличии) и охранных зон (при наличии);

г) утверждение положения и (или) паспорта особо охраняемой природной территории;

8) положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения - правовой акт, утверждаемый Губернатором Краснодарского края или органом местного самоуправления, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории (кроме памятников природы), природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах (при наличии), и иную информацию;

9) паспорт особо охраняемой природной территории - правовой акт, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретного памятника природы, природных объектах, находящихся в его границах, функциональных зонах (при наличии), охранных зонах и иную информацию.

 

Статья 1(1). Категории и виды особо охраняемых природных территорий

 

1. При принятии решений о категории создаваемых особо охраняемых природных территорий учитывается:

1) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

2) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

3) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

4) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1) природные парки;

2) государственные природные заказники;

3) памятники природы;

4) дендрологические парки и ботанические сады;

5) прибрежные природные комплексы;

6) лиманно-плавневые комплексы;

7) природные рекреационные зоны;

8) природные достопримечательности.

3. Природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, прибрежные природные комплексы, лиманно-плавневые комплексы относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные рекреационные зоны могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального или местного значения.

Природные достопримечательности относятся к особо охраняемым природным территориям местного значения.

4. Один и тот же участок территории (акватории водного объекта) может входить в состав только одной особо охраняемой природной территории, указанной в пункте 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и (или) в части 2 настоящей статьи.

5. Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения могут находиться в границах водно-болотных угодий международного значения.

 

Статья 2. Порядок создания особо охраняемых природных территорий

 

1. Особо охраняемые природные территории регионального значения создаются Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований, если в особо охраняемые природные территории регионального значения включаются земельные участки, находящиеся в собственности соответствующих муниципальных образований, на основании проекта материалов, обосновывающих создание особо охраняемой природной территории регионального значения, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

1(1). По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в границы вновь создаваемой или ранее созданной особо охраняемой природной территории регионального значения могут быть включены участки акваторий водных объектов (в том числе морей), находящихся в федеральной собственности.

1(2). Особо охраняемые природные территории регионального значения создаются без ограничения срока действия.

2. Органы государственной власти Краснодарского края согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны:

1) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2) с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

3. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, на основании проекта материалов, обосновывающих создание особо охраняемой природной территории местного значения. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

3(1). Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

3(2). Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

3(3). Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", запрещает размещение таких линейных объектов.

В случаях, предусмотренных статьей 3(1) Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.

3(4). До установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 1 июля 2020 года указанные виды разрешенного использования, предельные параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

3(5). В случае, если особо охраняемая природная территория полностью или частично расположена в границах земель лесного фонда, разрешенное использование земельных участков, расположенных в границах такой особо охраняемой природной территории, устанавливается положением об особо охраняемой природной территории.

4. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 25.07.2017 N 3663-КЗ.

5. На прилегающих к природным паркам и памятникам природы земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

6. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Краснодарского края.

Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

7. Один и тот же участок территории (акватории водного объекта) может входить в состав только одной охранной зоны.

8. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся особо охраняемые природные территории, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны особо охраняемых природных территорий и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

 

К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

принятие законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере создания, охраны и использования расположенных в пределах Краснодарского края особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 02.07.2014 N 2993-КЗ;

предоставление в порядке, установленном действующим законодательством, налоговых и иных льгот отдельным категориям лиц, обслуживающим особо охраняемые природные территории, в отношении налогов и платежей, зачисляемых в бюджет Краснодарского края (далее - краевой бюджет).

Законодательное Собрание Краснодарского края может рассматривать иные вопросы в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии со своей компетенцией.

 

Статья 4. Полномочия Губернатора Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

 

1. К полномочиям Губернатора Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края;

создание и функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

определение порядка функционального зонирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 24.07.2020 N 4337-КЗ;

принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения;

разработка и обеспечение исполнения краевого бюджета в части расходов на создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения, их функциональное зонирование, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой территории регионального значения;

разработка и обеспечение исполнения краевого бюджета в части расходов на софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

согласование планов рекреационной деятельности национальных парков, расположенных на территории Краснодарского края.

2. Губернатор Краснодарского края может рассматривать иные вопросы в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии со своей компетенцией.

 

Статья 4(1). Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся:

1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

2) согласование хозяйственной деятельности и природопользования в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с их режимами особой охраны;

3) участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере создания, охраны и использования расположенных в пределах Краснодарского края особо охраняемых природных территорий регионального значения и принятие правовых актов в пределах установленной компетенции;

4) разработка схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края;

5) разработка предложений по созданию и функциональному зонированию особо охраняемых природных территорий регионального значения, их наименованию, категории, границам, площади, режиму особой охраны, функциональному зонированию, разработка положений об этих территориях и согласование их с заинтересованными органами, а также разработка предложений по снятию правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

6) разработка порядка функционального зонирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

7) разработка предложений по резервированию земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

8) разработка предложений по созданию на земельных участках и водных объектах, прилегающих к особо охраняемым природным территориям регионального значения, охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечение согласования решения о создании указанных охранных зон с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также разработка положения об этих охранных зонах;

9) согласование органу местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;

10) разработка и обеспечение реализации государственных программ Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

11) передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они должны быть переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов;

12) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

13) осуществление и принятие в исключительных случаях решения о резервировании земель, изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края, связанного с созданием особо охраняемых природных территорий регионального значения;

14) выдача разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3(1) Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), если иное не установлено федеральными законами;

15) выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого осуществлены в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3(1) Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), если иное не установлено федеральными законами;

16) согласование проектов правил землепользования и застройки населенных пунктов, полностью расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;

17) организация туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения;

18) утверждение правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения, и порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма;

19) рассмотрение планов рекреационной деятельности национальных парков, расположенных на территории Краснодарского края, поступивших на согласование Губернатору Краснодарского края.

 

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

согласование представлений уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменении границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в границах которых расположены земельные участки, находящиеся в собственности соответствующих муниципальных образований;

создание особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны и функционального зонирования, утверждение положений об особо охраняемых природных территориях местного значения, снятие правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ;

участие в реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ Краснодарского края в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществление функций управления в сфере создания и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;

организация сбора информации и предоставление сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, осуществляющий ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Краснодарского края;

организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

решение вопросов о финансировании мероприятий, отнесенных к вопросам местного значения, по охране особо охраняемых природных территорий местного значения из местных бюджетов;

утверждение правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения, и порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма.

2. Органы местного самоуправления могут рассматривать иные вопросы в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с их компетенцией.

 

Статья 5(1). Развитие системы особо охраняемых природных территорий Краснодарского края

 

1. Планирование развития системы особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае осуществляется на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края.

2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края содержит информацию обо всех созданных и планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

3. Развитие системы особо охраняемых природных территорий Краснодарского края может предусматривать придание статуса особо охраняемых природных территорий территориям, не включенным в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края, для обеспечения охраны природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, расположенных в границах этих территорий, требующих экстренных мер для их сохранения.

4. С целью обеспечения сохранности уникальных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, в том числе включенных в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края, может быть осуществлено резервирование земель, которым предполагается придать статус особо охраняемых природных территорий Краснодарского края, и ограничена на них хозяйственная деятельность.

5. Резервирование земель, которым планируется придать правовой статус особо охраняемой природной территории, осуществляется в соответствии с порядком резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, определенным Правительством Российской Федерации.

6. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края и изменения в указанную схему в части включения новых объектов в перечень планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения или исключения из него объектов до придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения утверждаются Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

7. Изменения в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края в части корректировки структуры особо охраняемых природных территорий Краснодарского края (категория, количество созданных особо охраняемых природных территорий, количество предлагаемых к созданию особо охраняемых природных территорий, общее их количество), актуализации информации в перечне созданных особо охраняемых природных территорий Краснодарского края (наименование, местоположение, площадь особо охраняемой природной территории, реквизиты правовых актов, регулирующих отношения в области особо охраняемых природных территорий, исключение особо охраняемых природных территорий в связи со снятием правового статуса), переноса особо охраняемых природных территорий регионального значения из перечня планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения в перечень созданных особо охраняемых природных территорий Краснодарского края утверждаются Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

8. В соответствии с утвержденной схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий устанавливаются границы и режимы регулирования градостроительной деятельности на территориях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, утверждаются проекты планировки указанных территорий.

9. При внесении изменений в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края изменению подлежит также схема территориального планирования Краснодарского края в части определения перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения.

 

Статья 6. Управление в области особо охраняемых природных территорий

 

1. Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе согласование хозяйственной деятельности и природопользования в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с их режимами особой охраны, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3(1) Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

2. Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий регионального значения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", осуществляется подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

3. Управление в области особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе организация туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения, осуществляется органами местного самоуправления.

 

Статья 7. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае

 

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета роли данных территорий при планировании социально-экономического развития Краснодарского края.

2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, состоянии охраняемых природных объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, их экологической, научной, исторической и культурной ценности.

3. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

4. Органы местного самоуправления предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, осуществляющий ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае, в течение 10 рабочих дней с момента принятия решений о создании особо охраняемой природной территории местного значения, об утверждении положения о ней, о функциональном зонировании, об изменении категории, площади, границ, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемой природной территории местного значения, о снятии правового статуса особо охраняемой природной территории местного значения копии муниципальных правовых актов, утверждающих данные решения.

5. Органы местного самоуправления в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий ежегодно до 1 февраля предоставляют сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, осуществляющий ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Краснодарском крае, копии муниципальных правовых актов, утверждающих создание новых особо охраняемых природных территорий местного значения, положения о них, функциональное зонирование, изменение категории, площади, границ, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемой природной территории местного значения, снятие правового статуса особо охраняемой природной территории местного значения.

 

Статья 7(1). Функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий Краснодарского края

 

1. Функциональные зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности, соответствующим целям создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, могут устанавливаться в пределах следующих категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения: природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, прибрежные природные комплексы, лиманно-плавневые комплексы, природные рекреационные зоны.

2. Функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с порядком, определенным Губернатором Краснодарского края.

3. В зависимости от категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения в их пределах могут выделяться следующие функциональные зоны:

1) особо охраняемые зоны - с целью сохранения природных комплексов, особо ценных в экологическом и научно-познавательном отношениях, ключевых мест обитания редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, уникальных объектов живой и неживой природы;

2) природоохранные зоны - с целью охраны территорий высокой природоохранной значимости, обеспечивающих поддержание экологического баланса, сложившегося уровня биологического разнообразия;

3) рекреационные зоны - с целью сохранения и рационального использования ценных в рекреационном и эколого-просветительском отношении объектов на участках, отличающихся наиболее благоприятным сочетанием природных ресурсов для организации рекреационной деятельности;

4) зоны ограниченного природопользования - с целью рационального использования природных ресурсов с учетом допустимого уровня природопользования и антропогенной нагрузки;

5) агрохозяйственные зоны - с целью рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в формах, обеспечивающих минимизацию негативного воздействия на экосистемы, природные комплексы и объекты;

6) зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов - с целью сохранения ценных с археологической, эстетической, этнографической, антропологической, исторической, научной или художественной точки зрения ландшафтов и объектов, памятников археологии, культуры или их комплексов;

7) экспозиционные зоны - с целью создания условий для ознакомления посетителей с дендрологическими и иными коллекциями;

8) научно-экспериментальные зоны - с целью организации научно-исследовательской деятельности по изучению природных комплексов и объектов;

9) административные зоны - с целью размещения и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемой природной территории.

4. Наименования функциональных зон для особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы комплексного экологического обследования которых получили положительное заключение государственной экологической экспертизы до 1 декабря 2017 года, используются в соответствии с правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края, действовавшим на момент получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на материалы комплексного экологического обследования данных особо охраняемых природных территорий регионального значения.

5. Функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании проекта материалов, обосновывающих данное функциональное зонирование, или проекта материалов, обосновывающих изменение границ, площади, режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения, содержащих предложения по функциональному зонированию, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

6. Решение о функциональном зонировании особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды на основании проекта материалов, обосновывающих функциональное зонирование особо охраняемой природной территории регионального значения, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

7. Функциональное зонирование особо охраняемой природной территории местного значения может осуществляться на стадии создания особо охраняемой природной территории местного значения на основании проекта материалов, обосновывающих создание особо охраняемой природной территории и содержащих предложения о функциональном зонировании.

8. Если в ходе использования особо охраняемой природной территории местного значения выявлены основания для введения дифференцированного режима хозяйственной и иной деятельности, функциональное зонирование особо охраняемой природной территории местного значения осуществляется на основании проекта материалов, обосновывающих функциональное зонирование, или проекта материалов, обосновывающих изменение границ, площади, режима особой охраны особо охраняемой природной территории местного значения, содержащих предложения по функциональному зонированию.

9. В пределах особо охраняемых природных территорий местного значения могут выделяться следующие функциональные зоны: природоохранные, рекреационные, ограниченного природопользования.

10. Решение о функциональном зонировании создаваемых особо охраняемых природных территорий местного значения принимается органами местного самоуправления на основании проекта материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий местного значения, содержащих предложения о функциональном зонировании.

11. Решение о функциональном зонировании существующих особо охраняемых природных территорий местного значения принимается органами местного самоуправления на основании проекта материалов, обосновывающих функциональное зонирование, или проекта материалов, обосновывающих изменение границ, площади, режима особой охраны особо охраняемой природной территории местного значения, содержащих предложения по функциональному зонированию.

 

Статья 7(2). Изменение границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования, снятие правового статуса особо охраняемой природной территории

 

1. Решение об изменении границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, подготовленному на основании получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта материалов, обосновывающих изменение границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования особо охраняемой природной территории регионального значения, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также по согласованию с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в случае, если в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения расположены или в границы особо охраняемых природных территорий включаются земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований.

1(1). Решение о снятии правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Губернатором Краснодарского края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды на основании получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта материалов, обосновывающих снятие правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Решение об изменении границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования либо о снятии правового статуса особо охраняемой природной территории местного значения принимается органами местного самоуправления на основании проекта материалов, обосновывающих функциональное зонирование, изменение границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования либо снятие правового статуса особо охраняемой природной территории местного значения.

3. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 05.04.2022 N 4659-КЗ.

4. Основаниями для изменения границ, площади, режима особой охраны и функционального зонирования особо охраняемой природной территории являются следующие обстоятельства:

1) часть территории объектов, для охраны которых образована особо охраняемая природная территория, перестала нуждаться в особой охране;

2) часть территории объектов, для охраны которых создана особо охраняемая природная территория, прекратила свое существование в результате неблагоприятных воздействий природного или антропогенного характера;

3) установлены объекты в границах особо охраняемой природной территории или вне ее границ, сохранение которых невозможно без изменения режима их особой охраны;

4) установлена необходимость объединения двух и более особо охраняемых природных территорий регионального (местного) значения в одну особо охраняемую природную территорию регионального (местного) значения или включения части одной особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения в другую особо охраняемую природную территорию регионального (местного) значения без ослабления режима охраны охраняемых природных комплексов и объектов;

5) установлено частичное расположение особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, указанной в пункте 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и (или) в части 2 статьи 1(1) настоящего Закона;

6) выявлено несоответствие площади особо охраняемой природной территории данным, полученным при исчислении ее площади современными методами в ранее определенных границах;

7) выявлено несоответствие координат поворотных точек границ особо охраняемой природной территории графическому материалу, отображающему ее границы, или описанию ее границ;

8) часть территории особо охраняемой природной территории, функциональная зона особо охраняемой природной территории или ее часть перестала нуждаться в усиленных мерах охраны, установленных действующим режимом особой охраны для всей особо охраняемой природной территории или ее функциональной зоны;

9) установлена возможность частичного хозяйственного использования части территории особо охраняемой природной территории без причинения вреда природным объектам, для охраны которых создана особо охраняемая природная территория и (или) установлена функциональная зона в границах особо охраняемой природной территории;

10) установлена необходимость изменения границ, площади, режима особой охраны и функционального зонирования особо охраняемой природной территории в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края;

11) расположение части особо охраняемой природной территории регионального значения в границах другого субъекта Российской Федерации.

5. Основаниями для снятия правового статуса особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения являются:

1) утрата природных комплексов и объектов, для охраны которых создана особо охраняемая природная территория, в результате неблагоприятных воздействий природного или антропогенного характера;

2) расположение особо охраняемой природной территории регионального или местного значения в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, указанной в части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";

3) расположение особо охраняемой природной территории регионального значения в границах большей по площади особо охраняемой природной территории регионального значения, указанной в части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и (или) в части 2 статьи 1(1) настоящего Закона;

4) расположение особо охраняемой природной территории местного значения в границах особо охраняемой природной территории регионального значения или в границах большей по площади особо охраняемой природной территории местного значения, указанной в части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и (или) в части 2 статьи 1(1) настоящего Закона (при этом ослабление режима особой охраны особо охраняемой природной территории не допускается);

5) статус особо охраняемой природной территории регионального значения придан одной и той же территории или ее части несколько раз;

6) территория не нуждается в особой охране, так как не соответствует цели создания (назначению) особо охраняемой природной территории.

6. Изменение границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования либо снятие правового статуса особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения по иным основаниям не допускается.

7. В случае изменения наименования, границ, площади, категории, режима особой охраны и функционального зонирования особо охраняемой природной территории в положение и (или) паспорт об особо охраняемой природной территории вносятся соответствующие изменения.

 

Статья 8. Финансирование расходов на создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, на их функциональное зонирование, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой природной территории

 

1. Финансирование расходов на создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения, на их функциональное зонирование, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой природной территории осуществляется за счет:

1) средств краевого бюджета;

2) собственных средств государственных учреждений, которые осуществляют управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

3) средств предприятий, учреждений, организаций, принявших на себя обязательства по обеспечению режима охраны особо охраняемой природной территории;

4) средств других не запрещенных законом источников.

2. Краснодарский край вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Финансирование расходов на создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения, на их функциональное зонирование, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой природной территории осуществляется в установленном Губернатором Краснодарского края порядке за счет средств краевого бюджета на основе государственных программ Краснодарского края и других не запрещенных законом источников.

4. Финансирование расходов на создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий местного значения, на их функциональное зонирование, утверждение и изменение их наименования, категории, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемой природной территории осуществляется за счет:

1) средств местных бюджетов;

2) собственных средств муниципальных учреждений, которые осуществляют управление особо охраняемыми природными территориями местного значения;

3) средств других не запрещенных законом источников.

 

Статья 9. Природные парки

 

1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются функциональные зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

2. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемом Губернатором Краснодарского края по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

5. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

6. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса и акватории водных объектов) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям Краснодарского края, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

8. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям Краснодарского края, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.

9. На территориях природных парков в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования (могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны объектов культурного наследия).

 

Статья 10. Государственные природные заказники

 

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут быть:

комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

биологическими (ботаническими, зоологическими и другими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении, а также редких и исчезающих видов растений или животных;

гидрологическими (озерными, речными, болотными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем, а также прилегающих участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;

геологическими, предназначенными для сохранения ценных или редких геологических объектов и комплексов неживой природы;

палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов.

Целями объявления территорий государственными природными заказниками регионального значения являются сохранение природных комплексов в естественном состоянии, сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природных комплексов и поддержание экологического баланса.

На территории государственных природных заказников регионального значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Часть пятая утратила силу. - Закон Краснодарского края от 09.07.2013 N 2753-КЗ.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются положением о нем, утверждаемым Губернатором Краснодарского края.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

 

Статья 11. Памятники природы

 

1. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Природные объекты и комплексы объявляются Губернатором Краснодарского края памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

3. Губернатором Краснодарского края утверждаются границы и режим особой охраны памятников природы регионального значения.

3.1. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

4. На территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.

5. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они должны быть переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

6. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

7. Паспорт памятника природы оформляется в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.

8. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

 

Статья 12. Дендрологические парки и ботанические сады

 

1. Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

4. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование.

5. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается Губернатором Краснодарского края.

6. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих дендрологическом парке или ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

 

Статья 13. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 02.07.2014 N 2993-КЗ.

 

Статья 13(1). Прибрежные природные комплексы

 

1. Прибрежными природными комплексами являются территории, прилегающие к водным объектам, отличающиеся высокой природоохранной ценностью, которые создаются для сохранения в естественном состоянии природного ландшафта и поддержания экологического баланса сопредельных территорий, сохранения биологического разнообразия, неистощительного использования природных ресурсов и организации регламентированной рекреации.

2. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

3. Прибрежные природные комплексы создаются Губернатором Краснодарского края в соответствии с требованием статьи 2 настоящего Закона.

4. Губернатором Краснодарского края утверждает положения о прибрежных природных комплексах, определяющие их границы, конкретные особенности, функциональное зонирование и режим особой охраны.

5. Создание прибрежных природных комплексов может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников, владельцев или пользователей.

6. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах прибрежных природных комплексов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

7. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

8. В границах прибрежных природных комплексов запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение режима прибрежных природных комплексов.

9. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

10. Земли Краснодарского края в границах прибрежных природных комплексов могут предоставляться государственным учреждениям, осуществляющим управление ими, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. В границах прибрежных природных комплексов также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

12. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

 

Статья 13(2). Лиманно-плавневые комплексы

 

1. Лиманно-плавневыми комплексами являются территории и участки акватории водных объектов, предназначенные для сохранения биологического разнообразия, воспроизводства редких и хозяйственно ценных объектов животного и растительного мира, характерных для данных природных комплексов.

2. Лиманно-плавневые комплексы создаются Губернатором Краснодарского края в соответствии с требованием статьи 2 настоящего Закона.

3. Губернатором Краснодарского края утверждает положения о лиманно-плавневых комплексах, определяющие их границы, конкретные особенности, функциональное зонирование и режим особой охраны.

4. Создание лиманно-плавневых комплексов может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников, владельцев или пользователей.

5. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах лиманно-плавневых комплексов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

6. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

7. В границах лиманно-плавневых комплексов запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение гидрологического режима и снижение видового разнообразия животного и растительного мира.

8. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

9. Земли Краснодарского края в границах лиманно-плавневых комплексов могут предоставляться государственным учреждениям, осуществляющим управление ими, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В границах лиманно-плавневых комплексов также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

11. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

 

Статья 13(3). Природные рекреационные зоны

 

1. Природными рекреационными зонами признаются территории, предназначенные для отдыха населения, туризма, включающие участки природных и (или) культурных ландшафтов (в том числе парки, скверы, зеленые зоны, садово-парковые ансамбли) с оборудованными зонами рекреации, экологическими тропами, туристическими маршрутами.

2. Природные рекреационные зоны регионального или местного значения создаются соответственно Губернатором Краснодарского края или органом местного самоуправления в Краснодарском крае.

3. Губернатором Краснодарского края или орган местного самоуправления в Краснодарском крае утверждает положения о природных рекреационных зонах, определяющие их границы, конкретные особенности, функциональное зонирование и режим особой охраны.

4. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

5. Создание природных рекреационных зон может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников, владельцев или пользователей.

6. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных рекреационных зон, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

7 - 8. Утратили силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

9. Земли Краснодарского края в границах природных рекреационных зон регионального значения могут предоставляться государственным учреждениям, осуществляющим управление ими, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Управление природными рекреационными зонами местного значения осуществляется органами местного самоуправления и создаваемыми ими муниципальными учреждениями.

11. Земли муниципальных образований Краснодарского края в границах природных рекреационных зон могут предоставляться муниципальным учреждениям, осуществляющим управление природными рекреационными зонами, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В границах природных рекреационных зон также могут находиться земельные участки иных пользователей.

13. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

 

Статья 13(4). Природные достопримечательности

 

1. Природными достопримечательностями являются территории, включающие уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты (в том числе места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Краснодарского края, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения).

2. Природные достопримечательности создаются на землях, находящихся в муниципальной собственности, органом местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления утверждают положения о природных достопримечательностях, определяющие их границы, конкретные особенности и режим особой охраны.

4 - 5. Утратили силу. - Закон Краснодарского края от 01.06.2018 N 3807-КЗ.

 

Статьи 14 - 15. Утратили силу. - Закон Краснодарского края от 09.06.2010 N 1982-КЗ.

 

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Краснодарского края от 4 марта 1998 года N 119-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края".

 

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

Краснодар

31 декабря 2003 года

N 656-КЗ

Закон Краснодарского края "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края" от 31.12.2003 N 656-КЗ