Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 31.12.2003 N 657-КЗ "Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края"

 

31 декабря 2003 года

N 657-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

22 декабря 2003 года

 

Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства в Краснодарском крае являются основой жизнедеятельности населения, проживающего на его территории, и подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для последующих поколений.

 

Статья 1. Основные положения

 

Настоящий Закон разработан на основе Федерального закона "Об охране окружающей среды" и направлен на реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды в Краснодарском крае в целях укрепления правопорядка, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность на территории Краснодарского края.

 

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

 

Отношения в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Краснодарского края.

 

Статья 3. Осуществление деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду

 

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в Краснодарском крае, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с принципами, установленными федеральным законодательством об охране окружающей среды.

 

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

 

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

 

Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в области охраны окружающей среды

 

К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края в области охраны окружающей среды относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Краснодарского края;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Краснодарского края;

принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2009 N 1820-КЗ;

утверждение расходов на финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

принятие решения о создании лесопаркового зеленого пояса на территории Краснодарского края (далее - лесопарковый зеленый пояс) и о его площади, решения об изменении его площади, решения об отказе в его создании либо решения о его упразднении.

 

Статья 6. Полномочия исполнительных органов Краснодарского края в области охраны окружающей среды

 

К полномочиям исполнительных органов Краснодарского края в области охраны окружающей среды относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Краснодарского края;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Краснодарского края;

разработка проектов нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством;

разработка, утверждение и реализация государственных программ Краснодарского края в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Краснодарского края;

осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Краснодарского края, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (надзор);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Краснодарского края;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Закон Краснодарского края от 04.03.2015 N 3128-КЗ;

ведение Красной книги Краснодарского края;

образование особо охраняемых природных территорий краевого значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) на территории Краснодарского края;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории;

заключение договоров с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, обеспечение их выполнения в соответствии с принятыми обязательствами;

получение от соответствующих органов информации о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также об объектах экологической экспертизы федерального уровня, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду на территории Краснодарского края;

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Краснодарского края и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах его территории хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;

установление и изменение границ лесопаркового зеленого пояса;

размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, информации об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса, аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния;

при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) контроль за реализацией плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

 

Статья 7. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 8. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Закон Краснодарского края от 04.03.2015 N 3128-КЗ.

 

Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 10. Муниципальные программы в области охраны окружающей среды

 

В целях решения экологических проблем в муниципальных образованиях Краснодарского края по решению органов местного самоуправления могут в установленном ими порядке разрабатываться и реализовываться муниципальные программы в области охраны окружающей среды.

 

Статьи 11 - 12. Утратили силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 13. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

 

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды.

 

Статья 14. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 14. Региональный государственный экологический контроль (надзор)

 

Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

Статья 15. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

 

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

1) об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

2) об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

3) об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

4) о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;

5) о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

6) о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

7) о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов 1 категории, указанных в части 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

1) о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления и побочных продуктов производства;

2) о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

3) об обращении с отходами производства и потребления и побочными продуктами производства;

4) о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

10. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 16. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

 

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 18. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)

 

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в Краснодарском крае осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в Краснодарском крае, используется органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки государственных программ Краснодарского края, муниципальных программ в области охраны окружающей среды и мероприятий по охране окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 

Статья 18(1). Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

 

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Краснодарского края в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

 

Статья 18(2). Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

 

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

1) регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

2) хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

3) анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

4) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

 

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

 

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, природных комплексов и ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подлежит полному возмещению в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

Краснодар

31 декабря 2003 года

N 657-КЗ

Закон Краснодарского края "Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края" от 31.12.2003 N 657-КЗ