Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 02.07.2004 N 734-КЗ "Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края"

 

2 июля 2004 года

N 734-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ТЕРРИТОРИИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

23 июня 2004 года

 

Статья 1. Основные положения

 

Настоящий Закон разработан на основе Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", регулирует отношения в области охраны атмосферного воздуха на территории Краснодарского края в той мере, в какой данные отношения не урегулированы другими законами и нормативными правовыми актами Краснодарского края, и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

 

Статья 2. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха

 

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящих и будущих поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в сфере охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

 

Статья 3. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 4. Полномочия исполнительных органов Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха

 

К полномочиям исполнительных органов Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха относятся:

абзац утратил силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

участие в разработке нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;

абзацы четвертый - пятый утратили силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

разработка и реализация государственных программ Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 09.07.2013 N 2744-КЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение в пределах своей компетенции мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

абзацы одиннадцатый - тринадцатый утратили силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

абзацы шестнадцатый - девятнадцатый утратили силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Краснодарского края;

право реализации государственных программ Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;

осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;

введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Краснодарского края и сроков их снижения;

согласование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Краснодарского края, мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

 

Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха

 

К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края в области охраны атмосферного воздуха относятся:

абзац утратил силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ;

принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2009 N 1820-КЗ;

утверждение расходов бюджета Краснодарского края (далее - краевой бюджет) на финансирование программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 6. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух

 

1. В целях определения безопасности и (или) безвредности воздействия загрязняющих веществ и физических факторов на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух.

2. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 7. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха

 

1. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха:

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

3. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.

5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 

Статья 7(1). Разрешение на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешение на физическое воздействие на атмосферный воздух

 

1. Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.

2. Физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы выбросов.

2. Исполнительные органы Краснодарского края обязаны осуществлять меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.

3. Исполнительные органы Краснодарского края могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.

 

Статья 9. Регулирование выбросов загрязняющих веществ при обращении с отходами производства и потребления

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, физические лица, в процессе потребления которыми образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать обращение с такими отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

 

Статья 10. Охрана атмосферного воздуха при использовании недр

 

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны принимать меры по снижению и предотвращению загрязнения атмосферного воздуха.

 

Статья 11. Охрана атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических условиях

 

1. В периоды неблагоприятных метеорологических условий высшим исполнительным органом Краснодарского края и органами местного самоуправления организуются работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется высшим исполнительным органом Краснодарского края по представлению территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

 

Статья 12. Мониторинг атмосферного воздуха

 

1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха высший исполнительный орган Краснодарского края, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на территории Краснодарского края и муниципальных образований.

2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

 

Статья 13. Утратила силу с 1 января 2005 года. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

 

Статья 13. Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха

 

Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Краснодарского края и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 

Статья 14. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха

 

1. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов.

2. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля.

3. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные при проведении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Статья 15. Общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха

 

Общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края об общественных объединениях.

 

Статья 15(1). Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 02.03.2012 N 2451-КЗ.

 

Статья 16. Меры экономического стимулирования деятельности в области охраны атмосферного воздуха

 

Высший исполнительный орган Краснодарского края осуществляет экономическое стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

разработку конструкторской документации и изготовление установок для получения альтернативных видов топлива и доведения качества очистки дизельного топлива до европейских стандартов;

разработку конструкторской документации и изготовление систем заправки, хранения, транспортировки альтернативных видов топлива, очистки дизельного топлива, соответствующих европейским стандартам;

установку на автомототранспортных средствах оборудования для работы на альтернативных видах моторного топлива;

техническое обслуживание, диагностирование и ремонт автомототранспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива;

установку на автомототранспортных средствах нейтрализаторов и иных устройств для снижения токсичности отработанных газов, влияющих на технические нормативы выбросов автомототранспортных средств;

производство добавок и присадок к моторному топливу, улучшающих его экологические свойства;

подготовку кадров для ведения работ по оборудованию и эксплуатации, ремонту автомототранспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива.

Экономическое стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, может в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края производиться в форме предоставления:

на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края по займам и кредитам, привлеченным для реализации проектов;

на конкурсной основе бюджетных кредитов;

субвенций и субсидий;

абзац исключен. - Закон Краснодарского края от 11.10.2005 N 932-КЗ;

иных формах, не противоречащих федеральному законодательству.

Формы экономического стимулирования, указанные в настоящей статье, и объем их финансирования определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Часть третья утратила силу. - Закон Краснодарского края от 02.03.2012 N 2451-КЗ.

 

Статья 17. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимого физического воздействия на атмосферный воздух;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.11.2023 N 4999-КЗ;

внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха;

соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух;

абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.11.2023 N 4999-КЗ;

выполнять предписания должностных лиц органов государственного надзора об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности и органу исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченному на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Юридические и физические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств непревышение установленных технических нормативов выбросов.

 

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

 

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

 

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии - в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

Краснодар

2 июля 2004 года

N 734-КЗ

Закон Краснодарского края "Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края" от 02.07.2004 N 734-КЗ