Закон Краснодарского края от 06.04.2006 N 1010-КЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
6 апреля 2006 года | N 1010-КЗ |
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
21 марта 2006 года
Настоящий Закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Краснодарского края, распространяется на отношения, возникающие в этой области в деятельности исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций), общественных объединений, должностных лиц и граждан Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет вопросы правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей на территории Краснодарского края
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей на территории Краснодарского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящий Закон, Закон Краснодарского края от 13 июля 1998 года N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей на территории Краснодарского края
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Краснодарского края являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Глава 2. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья 4. Задачи аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований являются:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Статья 5. Создание аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
исполнительными органами Краснодарского края;
организациями, занимающимися одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников по решению руководства организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4. Общественные аварийно-спасательные формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 6. Состав аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их исполнительные органы Краснодарского края, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.
Статья 7. Комплектование аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ.
4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт) со спасателем в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Регистрация аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательной регистрации.
2. Регистрацию аттестованных общественных аварийно-спасательных формирований осуществляет орган исполнительной власти Краснодарского края, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
3. Регистрацию аттестованных нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляют органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Статья 9. Деятельность аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
Требования охраны труда спасателей в период проведения аварийно-спасательных работ, виды которых определены Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", регламентируются нормативными правовыми актами, устанавливающими правила, процедуры, критерии и нормативы проведения аварийно-спасательных работ.
2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований все работники профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований неукоснительно выполняют приказы и распоряжения, отдаваемые руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.
4. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
Средства, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами и профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными исполнительными органами Краснодарского края и органами местного самоуправления в форме казенных учреждений, от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
5. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органом исполнительной власти Краснодарского края и органом местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Аттестация аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
3. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Привлечение аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 10.03.2020 N 4227-КЗ;
в установленном порядке действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия, на основе запроса органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.
Статья 12. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию для проведения аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими решениях.
7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
9. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Возмещение аварийно-спасательным службам на территории Краснодарского края расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств соответствующих бюджетов, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Содействие аварийно-спасательным службам на территории Краснодарского края в осуществлении их деятельности
1. Органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
2. Транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности.
4. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований призываются на военные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований.
Статья 15. Ответственность аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 10 настоящего Закона. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Координация деятельности аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется в целях:
оперативного привлечения сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выработки согласованных предложений органам государственной власти Краснодарского края по совершенствованию законодательства Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей;
унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
проведения единой политики в области производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях;
решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, принимающих участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют территориальные органы федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территориях органов местного самоуправления - органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 17. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
1. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования.
2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их исполнительные органы Краснодарского края, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органом исполнительной власти Краснодарского края или органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 16 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований.
3. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению руководства организаций, и общественных аварийно-спасательных формирований указанные организации и руководство общественных объединений информируют орган исполнительной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 16 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных формирований.
Статья 18. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб Краснодарского края, аварийно-спасательных формирований Краснодарского края
1. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб Краснодарского края, аварийно-спасательных формирований Краснодарского края, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей Краснодарского края, а также финансовое обеспечение выполнения государственных заданий аварийно-спасательными службами Краснодарского края, аварийно-спасательными формированиями Краснодарского края, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей Краснодарского края, осуществляются за счет средств бюджета Краснодарского края (далее - краевой бюджет).
2. Финансовое обеспечение осуществляемой сверх выполнения государственного задания деятельности указанных в части 1 настоящей статьи служб и формирований, созданных в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет средств, поступающих от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий.
Статья 19. Порядок разрешения споров по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб на территории Краснодарского края
Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований разрешаются органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС
Статья 20. Спасатели
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Краснодарского края, приобретают статус спасателей на основании решения территориальной аттестационной комиссии по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
2. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 21. Аттестация спасателей
1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Статья 22. Права спасателей
1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации спасатели имеют право:
получить полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
беспрепятственно проходить на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
требовать от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
использовать для спасения людей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средства связи, транспорта, имущества и иные материальные средства организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств, выделяемых на содержание спасательных служб и формирований.
4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Статья 23. Гарантии деятельности спасателей
1. Органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).
Статья 24. Обязанности спасателей
1. Спасатели в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны:
быть в постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Статья 25. Режим работы (службы) и отдыха спасателей
1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должности спасатель до 10 лет, - 30 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должности спасатель более 10 лет, - 35 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должности спасатель более 15 лет, - 40 суток.
6. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Оплата труда спасателей
1. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом) и положением об оплате труда, утвержденным учредителем аварийно-спасательных формирований.
2. Спасатели аварийно-спасательных формирований органов исполнительной власти Краснодарского края имеют право на ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет. Исчисление стажа, дающего право на получение процентной надбавки, и размера надбавки регулируется нормативными правовыми актами Краснодарского края.
3. Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.
Статья 27. Право на жилище спасателей
1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых исполнительными органами Краснодарского края и органами местного самоуправления, и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в первоочередном порядке по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного или муниципального жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований.
2. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых организациями, определяются трудовым договором (контрактом).
3. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей.
4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации на установку квартирных телефонов по действующим тарифам в первоочередном порядке.
5. Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых исполнительными органами Краснодарского края и органами местного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов власти.
Статья 28. Страховые гарантии спасателей
1. Спасатели подлежат обязательному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых исполнительными органами Краснодарского края, наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (обучающимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из краевого бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 должностных окладов.
В случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных исполнительными органами Краснодарского края, при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 должностных окладов за счет средств краевого бюджета.
3. В случае гибели спасателей, привлеченных исполнительными органами Краснодарского края к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (обучающимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из краевого бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 100000 рублей.
Спасателям, привлеченным исполнительными органами Краснодарского края к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими при проведении указанных работ увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из краевого бюджета единовременное пособие в размере 50000 рублей.
4. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств исполнительных органов Краснодарского края и органов местного самоуправления, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.
5. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей, привлекавшихся к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований и погибших в ходе проведения указанных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в проведении указанных работ, а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств исполнительных органов Краснодарского края и органов местного самоуправления, привлекавших спасателей в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.
Статья 29. Социальная поддержка членов семей спасателей
Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на социальные гарантии, которыми они как члены его семьи пользовались в соответствии с законодательством.
Статья 30. Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей
Решением исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления и руководства организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Закону, гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Статья 31. Ответственность спасателей
1. Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых людей, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Спасатели, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, других спасателей или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Гарантии социальной защиты граждан, не являющихся спасателями, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ.
2. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации руководители исполнительных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, организаций, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные законодательством для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Порядок вступления в силу настоящего Закона Краснодарского края
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Краснодарского края, муниципальные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Краснодар
6 апреля 2006 года
N 1010-КЗ