Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1370-КЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае"
29 декабря 2007 года | N 1370-КЗ |
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
26 декабря 2007 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае.
Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае
Органами, осуществляющими полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае (далее - органы опеки и попечительства), являются уполномоченные Губернатором Краснодарского края органы исполнительной власти Краснодарского края.
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут наделяться отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству законом Краснодарского края. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Статья 3. Финансирование органов опеки и попечительства
Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае являются расходными обязательствами Краснодарского края.
Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства в Краснодарском крае являются:
реализация на территории Краснодарского края единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа, и граждан, находящихся под опекой, попечительством или патронажем;
защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на территории Краснодарского края, в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;
создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей;
контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за деятельностью усыновителей, опекунов и попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей по месту жительства подопечных;
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, а также граждан, признанных судом безвестно отсутствующими.
Статья 5. Осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
1. Органы опеки и попечительства в Краснодарском крае:
1) выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
1(1)) проводят в течение трех дней со дня получения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни и при установлении факта отсутствия попечения родителей или родственников обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве;
2) временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, исполняют обязанности опекуна (попечителя) детей и обеспечивают защиту их прав и интересов;
3) в течение месяца со дня получения сведений об отсутствии у ребенка родительского попечения направляют документированную информацию о таком ребенке в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае, для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории Краснодарского края и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае, не освобождает органы опеки и попечительства от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
3(1)) обеспечивают устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения;
4) осуществляют подбор граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
4(1)) осуществляют психолого-педагогическую и правовую подготовку граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по программе и в порядке, которые утверждаются органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае;
Полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
4(2)) информируют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, о возможных формах устройства ребенка в семью (усыновление (удочерение), приемная семья, патронатная семья), об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывают содействие в подготовке таких документов;
4(3)) осуществляют учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
4(4)) в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, направляют документированную информацию о таких гражданах в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае, для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
4(5)) ведут учет сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных гражданах, лицах без гражданства, являющихся родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, и желающих их усыновить, и передают анкеты таких граждан в орган исполнительной власти Краснодарского края для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) устанавливают опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
6) передают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью;
7) передают детей, нуждающихся в особой заботе государства, в семьи на патронатное воспитание;
8) осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства;
9) осуществляют жизнеустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
11) принимают меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, осуществляют контроль за распоряжением ими, а также дают предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроль за распоряжением ими осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае;
12) принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
13) в случае разногласий между родителями и детьми назначают представителя для защиты прав и интересов детей;
14) обращаются в суд с исками:
а) о лишении родительских прав;
б) об ограничении родительских прав;
в) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
г) о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них);
д) об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками;
е) об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
ж) в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
15) принимают участие в рассмотрении судом дел:
а) об ограничении родительских прав;
б) о лишении родительских прав;
в) о восстановлении в родительских правах;
г) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
д) о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка;
е) об усыновлении (удочерении) детей;
ж) об отмене усыновления (удочерения) детей;
з) по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, представляют суду акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и основанное на нем заключение по существу спора;
17) участвуют в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу (лицам);
18) немедленно отбирают ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
19) дают разрешения в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
20) разрешают разногласия родителей относительно имени и (или) фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменение имени ребенка, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
21) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 03.04.2009 N 1711-КЗ;
22) дают согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
23) разрешают при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей;
24) получают согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
25) оказывают гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних;
26) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают необходимые меры;
26.1) организуют хранение личных дел усыновленных (удочеренных), опекаемых (подопечных) в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
28) выдают предварительное разрешение на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;
29) выдают предварительное разрешение на распоряжение доходами несовершеннолетнего подопечного, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
30) выдают предварительное разрешение в случаях выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего подопечного;
31) дают письменное согласие на заключение трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы;
32) дают разрешение на заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;
33) дают разрешение на заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста четырнадцати лет;
34) дают разрешение (согласие) на осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
35) дают разрешение (согласие) на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
36) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы в отношении детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, или иных законных представителей.
2. Органы опеки и попечительства при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) дают разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей;
1(1)) информируют граждан через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средства массовой информации о возможности усыновить ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены (производная информация), а также ведут прием граждан, желающих усыновить ребенка (детей);
2) принимают заявления от желающих усыновить (удочерить) детей;
3) составляют акты обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей), для подготовки заключения о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями;
4) готовят заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями и направляют (вручают) его заявителю в течение трех дней со дня подписания такого заключения.
Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок его обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства;
5) осуществляют при наличии заключения о возможности быть усыновителями постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в порядке, установленном высшим исполнительным органом Краснодарского края - администрацией Краснодарского края;
6) после постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители представляют им информацию о ребенке, который может быть усыновлен (удочерен), и выдают направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения);
7) утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.12.2020 N 4392-КЗ;
8) оформляют в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, согласие на усыновление (удочерение) ребенка, изменение его фамилии, имени и отчества, внесение записи усыновителей в качестве родителей усыновленного (удочеренного) ими ребенка в книгу записей рождений;
9) осуществляют при отсутствии у ребенка родителей, патронатных воспитателей, опекунов (попечителей), приемных родителей выдачу согласия на усыновление (удочерение) такого ребенка;
10) готовят заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка;
11) представляют в суд документы, необходимые для усыновления (удочерения) ребенка;
12) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Органы опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье, по договору о передаче ребенка на патронатное воспитание:
1) рассматривают документы, представленные лицами, желающими стать опекунами, составляют акт обследования условий жизни граждан для подготовки заключения о возможности (невозможности) быть опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями (далее также в настоящей части - законные представители);
1(1)) информируют граждан через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средства массовой информации о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства), детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведут прием граждан, выразивших желание стать опекунами;
1(2)) готовят заключение о возможности (невозможности) граждан быть законным представителем и направляют (вручают) его заявителю в течение трех дней со дня подписания такого заключения.
Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть законным представителем заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства;
2) осуществляют при наличии заключения о возможности быть законными представителями постановку граждан на учет в качестве кандидатов в законные представители.
Абзац утратил силу. - Закон Краснодарского края от 23.07.2014 N 3008-КЗ;
3) устанавливают опеку (попечительство);
3(1)) заключают договор о приемной семье;
3(2)) заключают договор о передаче ребенка на патронатное воспитание;
4) назначают и производят выплаты ежемесячных денежных средств на содержание подопечного и ежемесячного вознаграждения законным представителям на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;
5) выдают лицу, назначенному законным представителем, правовой акт о назначении его законным представителем;
6) выдают разрешение на раздельное проживание законного представителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) разрешают разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями по вопросам воспитания ребенка;
8) выдают законному представителю предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определяют в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключают и расторгают с ним договор о доверительном управлении этим имуществом;
10) выдают предварительное разрешение законному представителю и иному лицу, управляющему имуществом подопечного, совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного;
11) осуществляют контроль за деятельностью законного представителя;
12) в случаях ненадлежащего исполнения законным представителем возложенных на него обязанностей, в том числе использования им прав законного представителя в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняют его от исполнения этих обязанностей и принимают необходимые меры для привлечения его к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
13) освобождают законного представителя от исполнения им своих обязанностей;
14) оказывают необходимую социальную, правовую, психолого-педагогическую и методическую помощь кандидатам в законные представители, законным представителям по вопросам воспитания, обучения, охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав подопечных;
14(1)) принимают ежегодные отчеты законного представителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
4. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от 01.08.2012 N 2574-КЗ.
5. Деятельность органов опеки и попечительства по установлению постинтернатного сопровождения в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края "О патронате в Краснодарском крае".
Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в преодолении трудной жизненной ситуации осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
6. Органы опеки и попечительства при передаче детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) в течение месяца со дня выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают акт о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принимают акт о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если невозможно немедленно назначить ему опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
3) содействуют родителям, усыновителям либо опекунам или попечителям во временном помещении детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) утверждают индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который составляется такой организацией;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Статья 6. Осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными, патронажу в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также граждан, признанных судом безвестно отсутствующими
К полномочиям органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными, патронажу в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также граждан, признанных судом безвестно отсутствующими, относятся:
1) защита прав и законных интересов совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, в том числе в судах;
2) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; выявление граждан, нуждающихся в установлении над ними патронажа;
3) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
4) представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Краснодарского края или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
5) принятие решения о помещении гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
6) содействие устройству граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
7) установление опеки или попечительства (предварительной опеки или предварительного попечительства) над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, патронажа в отношении дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности, а также принятие решения о назначении:
а) гражданину, признанному судом недееспособным или не полностью дееспособным, опекуна (временного опекуна) или попечителя (временного попечителя) с согласия последних;
б) совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж, в порядке, определяемом уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов граждан, признанных судом безвестно отсутствующими;
8) заключение с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, исходя из интересов совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) принятие решения об освобождении и отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
10) принятие решения об освобождении помощника от своих обязанностей в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством или договором, в порядке, определяемом уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов граждан, признанных судом безвестно отсутствующими;
11) выдача предварительного разрешения опекунам, доверительным управляющим совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества недееспособного гражданина, гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, не полностью дееспособного гражданина, сдаче его имущества внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, на совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих недееспособному гражданину, гражданину, признанному судом безвестно отсутствующим, не полностью дееспособному гражданину прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости его имущества;
12) выдача предварительного разрешения опекунам распоряжаться, а попечителям давать согласие на распоряжение доходами недееспособного, не полностью дееспособного гражданина в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
13) определение управляющего имуществом граждан, признанных судом безвестно отсутствующими, недвижимым и ценным движимым имуществом недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также заключение с ним договора о доверительном управлении таким имуществом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и принятие решения в форме заключения о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;
15) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
16) осуществление надзора за деятельностью опекунов или попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также контроль за исполнением помощниками совершеннолетних дееспособных граждан своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, доверительного управления имуществом или иного договора;
17) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
18) рассмотрение обращений граждан по вопросам установления, осуществления, прекращения опеки (попечительства), патронажа и принятие надлежащих мер;
19) ведение личных дел совершеннолетних недееспособных, не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать и осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, и их хранение в архиве органа опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20) взаимодействие с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, общественными организациями и иными организациями;
21) исполнение иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
22) выдача предварительного разрешения опекунам в случаях выдачи доверенности от имени совершеннолетнего недееспособного гражданина, а попечителям - согласия на выдачу доверенности не полностью дееспособным гражданином.
Статья 7. Организация взаимодействия органов опеки и попечительства Краснодарского края с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Органы опеки и попечительства Краснодарского края вправе заключать в установленном порядке соглашения с органами исполнительной власти Краснодарского края в сфере образования, социальной защиты населения, здравоохранения, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, а также учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и другими ведомствами с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Краснодар
29 декабря 2007 года
N 1370-КЗ