Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Краснодарского края от 23.07.2009 N 1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае"

 

23 июля 2009 года

N 1798-КЗ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

15 июля 2009 года

 

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, а также противодействие коррупции при осуществлении полномочий органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта от имени или в интересах юридического лица;

2) антикоррупционная политика - деятельность органов государственной власти Краснодарского края в пределах их полномочий по повышению эффективности противодействия коррупции;

3) коррупциогенность - закрепленный в нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;

4) коррупциогенный фактор - положение нормативного правового акта (его проекта), устанавливающее для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащее неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающее условия для коррупции;

5) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод граждан и организаций решение или действие (бездействие) должностного лица, государственного гражданского или муниципального служащего, вызванное наличием коррупциогенных факторов.

 

Статья 2. Основные направления антикоррупционной политики

 

Основными направлениями антикоррупционной политики являются:

создание механизма взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

принятие законодательных и иных мер, направленных на активное участие граждан в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

совершенствование системы и структуры государственных органов Краснодарского края;

обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае;

разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы;

обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и аукционов на право заключения государственных и муниципальных контрактов;

повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных гражданских служащих Краснодарского края и муниципальных служащих в Краснодарском крае;

повышение контроля за разрешением вопросов, содержащихся в обращениях физических и юридических лиц;

сокращение численности государственных гражданских и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную гражданскую и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;

повышение ответственности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов Краснодарского края, их должностных лиц, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах;

устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

 

Статья 3. Меры по профилактике коррупции

 

Профилактика коррупции осуществляется органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае путем применения в пределах их полномочий следующих основных мер:

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей Краснодарского края, муниципальных должностей органов местного самоуправления в Краснодарском крае, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также проверка достоверности сведений, представленных указанными гражданами;

внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным гражданским или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении;

развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции;

рассмотрение в государственных органах Краснодарского края, органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

утверждение антикоррупционных программ;

подготовка отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

утверждение административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;

взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с гражданами, средствами массовой информации, некоммерческими организациями, образовательными организациями высшего образования по вопросам противодействия коррупции;

проведение антикоррупционных мониторингов;

проведение антикоррупционного обучения;

проведение государственными и муниципальными заказчиками мониторинга цен и маркетинговых исследований, направленных на формирование объективной начальной цены по государственным и муниципальным контрактам. Определение конкретных должностных лиц, ответственных за полноту и достоверность данных мероприятий.

 

Статья 4. Установление специальных (квалификационных) требований

 

1. Специальные (квалификационные) требования к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы, устанавливаются законами Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.

2. При решении вопроса о назначении гражданина на государственные должности Краснодарского края, замещаемые в высшем исполнительном органе государственной власти края - администрации Краснодарского края (за исключением государственной должности главы администрации (губернатора) Краснодарского края), в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края и Контрольно-счетной палате Краснодарского края, а также на государственные должности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, информация о наличии препятствующих назначению кандидата сведений, в том числе о его причастности к совершению преступлений и (или) правонарушений коррупционного характера, а также к совершению других преступлений (правонарушений), может запрашиваться в прокуратуре Краснодарского края, УФСБ России по Краснодарскому краю, ГУВД по Краснодарскому краю.

 

Статья 5. Коррупциогенные факторы

 

1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт;

5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

2) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

Статья 6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

 

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупциогенных факторов.

2. Антикоррупционной экспертизе подлежат законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края (их проекты), а также муниципальные правовые акты (их проекты), за исключением имеющих индивидуальный характер.

3. Результаты антикоррупционной экспертизы носят обязательный характер для принявшего (издавшего) нормативный правовой акт (подготовившего проект нормативного правового акта) органа государственной власти Краснодарского края, органа местного самоуправления в Краснодарском крае.

4. Методические рекомендации по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных правовых актов (их проектов), за исключением имеющих индивидуальный характер, утверждаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края с учетом положений законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.

4(1). Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края, утверждается постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края утверждается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

5. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае проводят антикоррупционную экспертизу принятых (изданных) ими нормативных правовых актов (их проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

6. В целях проведения антикоррупционной экспертизы высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, органы исполнительной власти Краснодарского края в пределах компетенции ежедекадно (к 5, 15, 25 числу месяца) направляют в прокуратуру Краснодарского края принятые нормативные правовые акты, а также подписанные главой администрации (губернатором) Краснодарского края законы Краснодарского края.

Законодательное Собрание Краснодарского края обеспечивает поступление в прокуратуру Краснодарского края нормативных правовых актов (кроме законов Краснодарского края), принятых им по вопросам, установленным частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в течение пяти дней со дня их подписания председателем Законодательного Собрания Краснодарского края.

 

Статья 7. Независимая антикоррупционная экспертиза

 

1. Институты гражданского общества, граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных правовых актов (их проектов), за исключением имеющих индивидуальный характер.

2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы и способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, принявшим (издавшим) нормативный правовой акт (его проект), в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заключения направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует указание способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

Статья 8. Совещательные и экспертные органы

 

1. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут создавать совещательные и (или) экспертные органы антикоррупционной направленности из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных организаций и иных организаций.

2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и (или) экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими органами государственной власти, при которых они создаются.

 

Статья 9. Антикоррупционные программы

 

1. Антикоррупционные программы являются комплексной мерой реализации антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных, информационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.

2. Краевые антикоррупционные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

3. Проекты краевых антикоррупционных программ подлежат официальному опубликованию для открытого обсуждения не менее чем за 30 дней до утверждения.

Порядок проведения открытого обсуждения проектов антикоррупционных программ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

4. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий принимают муниципальные антикоррупционные программы.

 

Статья 10. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики

 

1. Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном главой администрации (губернатором) Краснодарского края, представляют в высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края отчеты о реализации мер антикоррупционной политики.

2. Годовой отчет о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края представляется высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в Законодательное Собрание Краснодарского края не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

3. Годовой отчет о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

 

Статья 10(1). Антикоррупционные мониторинги

 

1. Органы государственной власти Краснодарского края ежегодно проводят мониторинг восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае и мониторинг коррупционных рисков.

2. Порядок проведения мониторинга восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Порядок проведения мониторинга коррупционных рисков утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

 

Статья 11. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

 

1. За совершение коррупционных правонарушений виновные лица несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 12. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления в Краснодарском крае привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также разработать и принять правовые акты, предусмотренные частью 4 статьи 6 и частью 1 статьи 10 настоящего Закона, в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации (губернатор)

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

г. Краснодар

23 июля 2009 года

N 1798-КЗ

Закон Краснодарского края "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" от 23.07.2009 N 1798-КЗ