Правовые акты Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Краснодарского края от 06.11.2024 N 5222-КЗ "Об основах организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае"

З А К О Н

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

Об основах организации

трудового воспитания и обучения

в Краснодарском крае

 

Принят Законодательным Собранием Краснодарского края

24 октября 2024 года

 

Статья 1.      Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации трудового воспитания и обучения, в том числе профессиональной ориентации, обучающихся на территории Краснодарского края.

 

Статья 2.      Правовая основа организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

Правовую основу организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Краснодарского края.

 

Статья 3.        Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) трудовое воспитание — деятельность, направленная на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, уважения к человеку труда;

2) трудовое обучение — форма организации и реализации образовательного процесса, направленная на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, в том числе опыта их применения на практике, в целях осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, позволяющего вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям;

3) общественно полезный труд — форма организации и реализации образовательного процесса, направленная на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда посредством участия в коллективных делах, в том числе в социально значимых мероприятиях, проектах, программах.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 4.      Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих отношения, связанные с организацией трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае, а также осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;

2) утверждение в бюджете Краснодарского края (далее — краевой бюджет) расходов, связанных с организацией трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 5.      Полномочия исполнительных органов Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. К полномочиям высшего исполнительного органа Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае относятся:

1) определение органов исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченных на реализацию полномочий, предусмотренных настоящим Законом;

2) принятие нормативных правовых актов Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае;

3) утверждение государственных программ (подпрограмм) Краснодарского края, предусматривающих мероприятия, направленные на организацию трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;

4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

2. К полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относятся:

1) определение основных направлений и содержания трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;

2) оказание консультативной и методической помощи государственным образовательным организациям Краснодарского края, в том числе со специальным наименованием "казачий кадетский корпус", и муниципальным образовательным организациям по вопросам совершенствования форм и методов организации трудового воспитания и обучения;

3) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Краснодарского края, предусматривающих мероприятия, связанные с организацией трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;

4) содействие укреплению материальнотехнической базы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях оснащения их необходимыми инструментами, современным технологическим оборудованием и расходными материалами;

5) совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по востребованным профессиям и специальностям по целевым направлениям деятельности предприятий реального сектора экономики;

6) определение объемов контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для государственных профессиональных образовательных организаций Краснодарского края с учетом потребности реализуемых на территории Краснодарского края инвестиционных проектов предприятий реального сектора экономики;

7) осуществление мер, направленных на:

а) подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников для общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях кадрового обеспечения образовательного процесса;

б) выявление и популяризацию лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, в том числе профессиональной ориентации, обучающихся в образовательных организациях;

в) выявление и распространение лучших практик развития системы дополнительного образования, включая естественнонаучное и техническое творчество обучающихся;

г) популяризацию и повышение престижа рабочих профессий и технических специальностей, в том числе через средства массовой информации, во взаимодействии с общеобразовательными организациями;

8) иные полномочия, определенные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

3. К полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего молодежную политику, относятся:

1) создание единого координационного центра, объединяющего возможности учебнопроизводственных комплексов, созданных государственными профессиональными образовательными организациями Краснодарского края, в целях совместной реализации ими проектов по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг;

2) создание единого штаба по координации деятельности студенческих трудовых отрядов, а также утверждение типового положения, регулирующего деятельность такого штаба.

 

Статья 6.      Права органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края имеют право на:

1) создание на территории муниципальных образований условий, направленных на организацию трудового воспитания и обучения в муниципальных
общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования;

2) разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на укрепление материальнотехнической базы муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях развития трудового воспитания и обучения обучающихся;

3) обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования расходными материалами, необходимыми для организации образовательного процесса;

4) осуществление мер, направленных на:

а) развитие сети профильных классов в муниципальных общеобразовательных организациях;

б) развитие сети организаций дополнительного образования;

в) популяризацию дополнительного образования, в том числе направленного на развитие прикладных видов технического творчества;

5) обеспечение функционирования муниципальных координационных советов по содействию в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

6) обеспечение взаимодействия муниципальных образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в части организации
профориентационной работы с обучающимися, включая организацию
профориентационных экскурсий на предприятия;

7) обеспечение координации сетевого взаимодействия между муниципальными образовательными организациями и государственными профессиональными образовательными организациями Краснодарского края;

8) дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации трудового воспитания и обучения обучающихся в частных организациях дополнительного образования;

9) иные полномочия, определенные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 7. Трудовое воспитание в семье

Трудовое воспитание в семье заключается в формировании и закреплении у обучающихся на практике в домашних условиях (в том числе через совместный труд родителей и детей) знаний, умений и навыков самоорганизации и самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и организации быта, формировании социально ответственного поведения, в том числе трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности, а также в создании необходимых условий для самореализации и развития творческого потенциала детей и ориентировании их на продолжение профессиональных семейных династий и семейных трудовых традиций.

 

Статья 8.      Общие особенности организации трудового воспитания и обучения в образовательном процессе

1. Трудовое воспитание и обучение обучающихся осуществляются на протяжении всего периода получения ими образования и носят непрерывный характер.

2. Трудовое воспитание и обучение обучающихся являются одним из направлений образовательной деятельности образовательной организации, предусмотренной образовательной программой.

3. Трудовое воспитание и обучение обучающихся включают следующие виды труда:

1) учебный труд, предусматривающий участие обучающихся в умственном и физическом труде;

2) общественно полезный труд, предусматривающий участие обучающихся в том числе в поддержании чистоты, порядка и комфортных условий в помещениях и на территории образовательной организации, а также в деятельности общественных объединений обучающихся (трудовых и иных отрядов), добровольческих (волонтерских) объединений;

3) производительный труд, предусматривающий формирование у обучающихся профессионального интереса и склонности к соответствующей сфере профессиональной деятельности посредством непосредственного участия обучающихся в производственном процессе, организованного как в учебнопроизводственных подразделениях и комплексах, так и в профильных производственных предприятиях;

4) временное трудоустройство обучающихся и временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

4. Основные виды общественно полезного труда обучающихся определяются органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, осуществляющими управление в сфере образования.

Дополнительные виды общественно полезного труда обучающихся определяются образовательными организациями самостоятельно.

5. Учебные занятия по трудовому воспитанию и обучению проводятся:

1) в форме теоретических, практических, практикоориентированных занятий;

2) посредством внеурочной, внешкольной деятельности, в том числе в каникулярное время;

3) в мастерских трудового обучения, кабинетах домоводства, лабораториях, на учебноопытных земельных участках;

4) в организациях дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей;

5) в учебнопроизводственных подразделениях (комплексах) и на производственных участках.

6. Организация учебных занятий по трудовому воспитанию и обучению осуществляется:

1) непосредственно на базе образовательной организации;

2) на базе других образовательных организаций на основе сетевой формы взаимодействия между образовательными организациями;

3) в организациях всех форм собственности, обладающих необходимыми для организации учебных занятий по трудовому воспитанию и обучению ресурсами, соответствующими требованиям основных и дополнительных образовательных программ, на основании заключаемых с ними договоров об организации трудового воспитания и (или) обучения, типовая форма которого утверждается органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

7. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

 

Статья 9.      Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе дошкольного образования

1. Трудовое воспитание и обучение в системе дошкольного образования направлены на формирование у воспитанников начальных навыков самообслуживания и трудовой деятельности, бережного и уважительного отношения к результатам своего труда и труда других людей, осознанного и положительного отношения к разным видам труда, понимания ценности труда в семье и в обществе, уважения к людям труда и результатам их деятельности, а также проявление трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

2. Трудовое воспитание и обучение в системе дошкольного образования способствуют развитию у воспитанников:

1) ценностного отношения к труду взрослых, ознакомлению с разнообразием видов труда и профессий, формированию элементов финансовой грамотности;

2) интереса к участию, в том числе самостоятельному, в разных видах доступного труда, а также формированию трудолюбия, уважения к старшему поколению, взаимного уважения.

 

Статья 10.      Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе общего образования

Трудовое воспитание и обучение в системе общего образования направлены на формирование у обучающихся:

1) осознания важности труда в жизни человека и общества;

2) ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда;

3) положительного отношения к коллективному труду;

4) навыков участия в различных видах трудовой деятельности, интереса к различным сферам профессиональной деятельности и ориентирования на осознанный выбор будущей профессии;

5) готовности и способности к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

 

Статья 11.      Особенности организации трудового воспитания и обучения во внеурочной деятельности

Трудовое воспитание и обучение во внеурочной деятельности направлены на:

1) получение обучающимися более глубоких знаний и развитие у них способностей применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности;

2) формирование у обучающихся ценностного отношения к труду как одному из основных способов достижения жизненного благополучия;

3) формирование у обучающихся осознанного выбора направления продолжения своего образования и профессионального развития.

 

Статья 12.      Особенности организации общественно полезного труда

1. Целью общественно полезного труда является формирование у обучающихся (в том числе через их непосредственное участие в коллективных делах) трудолюбия, базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда, а также моральных и нравственных ценностей, навыков и качеств.

2. Образовательная организация организует участие обучающихся в общественно полезном труде.

 

Статья 13.      Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе дополнительного образования

1. Трудовое воспитание и обучение в системе дополнительного образования направлены на:

1) развитие, личностное самоопределение и самореализацию обучающихся;

2) формирование у обучающихся соответствующих углубленных знаний и предпрофессиональных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности;

3) формирование у обучающихся осознанного выбора будущей профессии.

2. Организации дополнительного образования обеспечивают включение в дополнительные общеобразовательные программы практических занятий, направленных на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.

3. Трудовое воспитание и обучение в системе дополнительного образования реализуются с использованием современных педагогических технологий посредством:

1) интеграции трудового воспитания и обучения в учебный процесс;

2) опытноэкспериментальной работы в рамках исследовательской и проектной деятельности;

3) лабораторнопрактических, учебнопроизводственных работ, организации практикумов, экскурсий;

4) использования различных форм информирования о профессиях, трудовых ценностях, предпринимательстве, возможностях роста в различных сферах и областях;

5) участия в акциях, конкурсах, коллективных делах, социально значимых практиках и волонтерских проектах, общественно полезном труде;

6) взаимодействия с родителями (законными представителями), работодателями, общественными организациями;

7) иных мероприятий, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и образовательными организациями.

 

Статья 14.      Особенности профессиональной ориентации обучающихся

1. Под профессиональной ориентацией обучающихся понимается комплекс мер, направленных на подготовку обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, интересами, способностями, а также с учетом потребностей развития экономики и общества.

2. Работа по профессиональной ориентации обучающихся реализуется в формате урочной и внеурочной деятельности, практикоориентированного обучения, дополнительного образования, взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, профессионального обучения и профильных предпрофессиональных классов.

3. Мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся осуществляются при участии органов труда и занятости населения Краснодарского края во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования и работодателей.

 

Статья 15.      Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе профессионального образования

1. Трудовое воспитание и обучение в системе профессионального образования направлены на развитие у обучающихся необходимых профессионально значимых умений и навыков, способствующих освоению профессии (специальности), а также закрепление у них соответствующих трудовых навыков на практике, необходимых для эффективного включения в работу на предприятиях (организациях) реального сектора экономики.

2. Развитие соответствующих трудовых умений и навыков у обучающихся продолжается в системе профессионального образования посредством их участия в работе учебнопроизводственных подразделений (комплексов) и на производственных участках.

 

Статья 16.      Особенности организации сетевой формы взаимодействия в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

Трудовое воспитание и обучение могут быть организованы образовательными организациями на основе сетевой формы взаимодействия, обеспечивающей возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также ресурсов иных предприятий и организаций (в том числе общественных организаций) по соглашению сторон.

 

Статья 17.      Компетенция, права и обязанности образовательных организаций в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. К компетенции образовательных организаций относятся:

1) создание необходимых условий для выполнения обучающимися
в полном объеме практических работ, предусмотренных учебным планом, а также безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся;

2) обеспечение приобретения обучающимися базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоения ими современных технологий, их знакомства с различными профессиями, а также самоопределения и ориентации в сфере трудовой деятельности;

3) содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, а также их участию в общественно полезном труде;

4) определение объектов социально значимой деятельности общественно полезного труда;

5) создание необходимых условий для участия обучающихся в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой;

6) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за активное участие в общественно полезном труде;

7) развитие у обучающихся творчества, инициативы и стремления к достижению социально значимых результатов;

8) совершенствование форм и методов организации сельскохозяйственного труда и опытнической работы обучающихся на учебноопытных земельных участках (в том числе закрытого типа), организованных при образовательной организации;

9) осуществление мероприятий, направленных на укрепление социального партнерства с предприятиями реального сектора экономики, в том числе промышленного и аграрного секторов, в части целевой подготовки обучающихся и их трудоустройства после завершения обучения;

10) иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

2. Образовательные организации оказывают содействие родителям (законным представителям) обучающихся в организации трудового воспитания детей, а также в развитии индивидуальных способностей (интересов) и раскрытии трудового потенциала детей.

3. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, образовательные организации имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 18.      Основные права и обязанности обучающихся в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. Обучающиеся обязаны:

1) с учетом их возрастных и психофизических особенностей участвовать в предусмотренном образовательной программой учебном, общественно полезном и производительном труде;

2) бережно относиться к имуществу образовательной организации и поддерживать в ней чистоту и порядок.

2. Обучающиеся могут быть освобождены от занятий, предусматривающих физический труд, на основании заключения (листка освобождения), выдаваемого медицинской организацией.

При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к умственному (интеллектуальному) труду.

3. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, обучающиеся имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 19.      Меры по обеспечению гарантий прав на труд

1. Временное трудоустройство обучающихся на территории муниципальных образований Краснодарского края организуют образовательные организации.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на территории муниципальных образований Краснодарского края организуют органы труда и занятости населения Краснодарского края совместно с работодателями.

2. Работодатели независимо от организационноправовых форм и форм собственности создают (выделяют) рабочие места и трудоустраивают несовершеннолетних обучающихся в рамках трудового законодательства Российской Федерации.

 

Статья 20.      Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право и несут ответственность за развитие и воспитание, в том числе трудовое воспитание, своих детей.

2. Основной обязанностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся является формирование у ребенка основных навыков самообслуживания, уважительного отношения к труду и его результатам, осознанного и положительного отношения к разным видам труда, понимания ценности труда в семье и в обществе.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны способствовать формированию у детей трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам своего и чужого труда, а также своим примером содействовать вовлечению их в общественно полезный труд.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут материальную ответственность за ущерб имуществу и оборудованию образовательной организации, причиненный действиями их детей.

5. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

 

Статья 21.      Особенности кадрового обеспечения образовательного процесса в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. Исполнительные органы Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае принимают меры по созданию необходимых условий для подготовки, привлечения и сохранения кадров для решения задач, связанных с организацией трудового воспитания и обучения в образовательных организациях.

2. Подготовка кадров для образовательных организаций осуществляется в том числе в рамках целевого обучения по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, а также в рамках государственного (муниципального) заказа на подготовку (переподготовку) кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием.

Статья 22.      Особенности материальнотехнического обеспечения образовательных организаций в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае

1. Материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений (в том числе необходимым технологическим оборудованием, инструментами, расходными материалами) осуществляется непосредственно образовательной организацией в соответствии с реализуемой образовательной программой.

2. Материальнотехническое обеспечение образовательной организации может осуществляться за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, средств местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках целевых программ.

 

Статья 23.      Выявление лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, профессиональной ориентации обучающихся

1. В целях выявления и популяризации лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, а также профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях, направленных на личностное и профессиональное саморазвитие и становление обучающихся, формирование их личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, в том числе потребности в труде, трудоспособности и ответственности, уважения к людям труда, конкурентоспособности, проводятся краевые и муниципальные конкурсы на лучшие модели (практики) организации трудового воспитания и обучения, а также профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях (далее — краевые и муниципальные конкурсы).

2. Порядок и условия проведения краевых и муниципальных конкурсов устанавливаются соответственно органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.

 

Статья 24.      Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

 

 

Губернатор Краснодарского края                                                                    В.И. Кондратьев

 

 

г. Краснодар

6 ноября 2024 г.

N 5222-КЗ

Закон Краснодарского края "Об основах организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае" от 06.11.2024 N 5222-КЗ