Закон Краснодарского края от 06.11.2024 N 5222-КЗ "Об основах организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае"
З А К О Н
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Об основах организации
трудового воспитания и обучения
в Краснодарском крае
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
24 октября 2024 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации трудового воспитания и обучения, в том числе профессиональной ориентации, обучающихся на территории Краснодарского края.
Статья 2. Правовая основа организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
Правовую основу организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Краснодарского края.
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) трудовое воспитание — деятельность, направленная на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, уважения к человеку труда;
2) трудовое обучение — форма организации и реализации образовательного процесса, направленная на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, в том числе опыта их применения на практике, в целях осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, позволяющего вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям;
3) общественно полезный труд — форма организации и реализации образовательного процесса, направленная на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда посредством участия в коллективных делах, в том числе в социально значимых мероприятиях, проектах, программах.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
К полномочиям Законодательного Собрания Краснодарского края относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих отношения, связанные с организацией трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае, а также осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;
2) утверждение в бюджете Краснодарского края (далее — краевой бюджет) расходов, связанных с организацией трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае;
3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 5. Полномочия исполнительных органов Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. К полномочиям высшего исполнительного органа Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае относятся:
1) определение органов исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченных на реализацию полномочий, предусмотренных настоящим Законом;
2) принятие нормативных правовых актов Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае;
3) утверждение государственных программ (подпрограмм) Краснодарского края, предусматривающих мероприятия, направленные на организацию трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
2. К полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относятся:
1) определение основных направлений и содержания трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;
2) оказание консультативной и методической помощи государственным образовательным организациям Краснодарского края, в том числе со специальным наименованием "казачий кадетский корпус", и муниципальным образовательным организациям по вопросам совершенствования форм и методов организации трудового воспитания и обучения;
3) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Краснодарского края, предусматривающих мероприятия, связанные с организацией трудового воспитания и обучения на территории Краснодарского края;
4) содействие укреплению материальнотехнической базы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях оснащения их необходимыми инструментами, современным технологическим оборудованием и расходными материалами;
5) совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по востребованным профессиям и специальностям по целевым направлениям деятельности предприятий реального сектора экономики;
6) определение объемов контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для государственных профессиональных образовательных организаций Краснодарского края с учетом потребности реализуемых на территории Краснодарского края инвестиционных проектов предприятий реального сектора экономики;
7) осуществление мер, направленных на:
а) подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников для общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях кадрового обеспечения образовательного процесса;
б) выявление и популяризацию лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, в том числе профессиональной ориентации, обучающихся в образовательных организациях;
в) выявление и распространение лучших практик развития системы дополнительного образования, включая естественнонаучное и техническое творчество обучающихся;
г) популяризацию и повышение престижа рабочих профессий и технических специальностей, в том числе через средства массовой информации, во взаимодействии с общеобразовательными организациями;
8) иные полномочия, определенные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
3. К полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего молодежную политику, относятся:
1) создание единого координационного центра, объединяющего возможности учебнопроизводственных комплексов, созданных государственными профессиональными образовательными организациями Краснодарского края, в целях совместной реализации ими проектов по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг;
2) создание единого штаба по координации деятельности студенческих трудовых отрядов, а также утверждение типового положения, регулирующего деятельность такого штаба.
Статья 6. Права органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края имеют право на:
1) создание
на территории муниципальных образований условий, направленных на организацию
трудового воспитания и обучения в муниципальных
общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования;
2) разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на укрепление материальнотехнической базы муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в целях развития трудового воспитания и обучения обучающихся;
3) обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования расходными материалами, необходимыми для организации образовательного процесса;
4) осуществление мер, направленных на:
а) развитие сети профильных классов в муниципальных общеобразовательных организациях;
б) развитие сети организаций дополнительного образования;
в) популяризацию дополнительного образования, в том числе направленного на развитие прикладных видов технического творчества;
5) обеспечение функционирования муниципальных координационных советов по содействию в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
6)
обеспечение взаимодействия муниципальных образовательных организаций с
предприятиями реального сектора экономики в части организации
профориентационной работы с обучающимися, включая организацию
профориентационных экскурсий на предприятия;
7) обеспечение координации сетевого взаимодействия между муниципальными образовательными организациями и государственными профессиональными образовательными организациями Краснодарского края;
8) дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации трудового воспитания и обучения обучающихся в частных организациях дополнительного образования;
9) иные полномочия, определенные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 7. Трудовое воспитание в семье
Трудовое воспитание в семье заключается в формировании и закреплении у обучающихся на практике в домашних условиях (в том числе через совместный труд родителей и детей) знаний, умений и навыков самоорганизации и самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и организации быта, формировании социально ответственного поведения, в том числе трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности, а также в создании необходимых условий для самореализации и развития творческого потенциала детей и ориентировании их на продолжение профессиональных семейных династий и семейных трудовых традиций.
Статья 8. Общие особенности организации трудового воспитания и обучения в образовательном процессе
1. Трудовое воспитание и обучение обучающихся осуществляются на протяжении всего периода получения ими образования и носят непрерывный характер.
2. Трудовое воспитание и обучение обучающихся являются одним из направлений образовательной деятельности образовательной организации, предусмотренной образовательной программой.
3. Трудовое воспитание и обучение обучающихся включают следующие виды труда:
1) учебный труд, предусматривающий участие обучающихся в умственном и физическом труде;
2) общественно полезный труд, предусматривающий участие обучающихся в том числе в поддержании чистоты, порядка и комфортных условий в помещениях и на территории образовательной организации, а также в деятельности общественных объединений обучающихся (трудовых и иных отрядов), добровольческих (волонтерских) объединений;
3) производительный труд, предусматривающий формирование у обучающихся профессионального интереса и склонности к соответствующей сфере профессиональной деятельности посредством непосредственного участия обучающихся в производственном процессе, организованного как в учебнопроизводственных подразделениях и комплексах, так и в профильных производственных предприятиях;
4) временное трудоустройство обучающихся и временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
4. Основные виды общественно полезного труда обучающихся определяются органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, осуществляющими управление в сфере образования.
Дополнительные виды общественно полезного труда обучающихся определяются образовательными организациями самостоятельно.
5. Учебные занятия по трудовому воспитанию и обучению проводятся:
1) в форме теоретических, практических, практикоориентированных занятий;
2) посредством внеурочной, внешкольной деятельности, в том числе в каникулярное время;
3) в мастерских трудового обучения, кабинетах домоводства, лабораториях, на учебноопытных земельных участках;
4) в организациях дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей;
5) в учебнопроизводственных подразделениях (комплексах) и на производственных участках.
6. Организация учебных занятий по трудовому воспитанию и обучению осуществляется:
1) непосредственно на базе образовательной организации;
2) на базе других образовательных организаций на основе сетевой формы взаимодействия между образовательными организациями;
3) в организациях всех форм собственности, обладающих необходимыми для организации учебных занятий по трудовому воспитанию и обучению ресурсами, соответствующими требованиям основных и дополнительных образовательных программ, на основании заключаемых с ними договоров об организации трудового воспитания и (или) обучения, типовая форма которого утверждается органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
7. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Статья 9. Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе дошкольного образования
1. Трудовое воспитание и обучение в системе дошкольного образования направлены на формирование у воспитанников начальных навыков самообслуживания и трудовой деятельности, бережного и уважительного отношения к результатам своего труда и труда других людей, осознанного и положительного отношения к разным видам труда, понимания ценности труда в семье и в обществе, уважения к людям труда и результатам их деятельности, а также проявление трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
2. Трудовое воспитание и обучение в системе дошкольного образования способствуют развитию у воспитанников:
1) ценностного отношения к труду взрослых, ознакомлению с разнообразием видов труда и профессий, формированию элементов финансовой грамотности;
2) интереса к участию, в том числе самостоятельному, в разных видах доступного труда, а также формированию трудолюбия, уважения к старшему поколению, взаимного уважения.
Статья 10. Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе общего образования
Трудовое воспитание и обучение в системе общего образования направлены на формирование у обучающихся:
1) осознания важности труда в жизни человека и общества;
2) ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда;
3) положительного отношения к коллективному труду;
4) навыков участия в различных видах трудовой деятельности, интереса к различным сферам профессиональной деятельности и ориентирования на осознанный выбор будущей профессии;
5) готовности и способности к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Статья 11. Особенности организации трудового воспитания и обучения во внеурочной деятельности
Трудовое воспитание и обучение во внеурочной деятельности направлены на:
1) получение обучающимися более глубоких знаний и развитие у них способностей применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности;
2) формирование у обучающихся ценностного отношения к труду как одному из основных способов достижения жизненного благополучия;
3) формирование у обучающихся осознанного выбора направления продолжения своего образования и профессионального развития.
Статья 12. Особенности организации общественно полезного труда
1. Целью общественно полезного труда является формирование у обучающихся (в том числе через их непосредственное участие в коллективных делах) трудолюбия, базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда, а также моральных и нравственных ценностей, навыков и качеств.
2. Образовательная организация организует участие обучающихся в общественно полезном труде.
Статья 13. Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе дополнительного образования
1. Трудовое воспитание и обучение в системе дополнительного образования направлены на:
1) развитие, личностное самоопределение и самореализацию обучающихся;
2) формирование у обучающихся соответствующих углубленных знаний и предпрофессиональных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности;
3) формирование у обучающихся осознанного выбора будущей профессии.
2. Организации дополнительного образования обеспечивают включение в дополнительные общеобразовательные программы практических занятий, направленных на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
3. Трудовое воспитание и обучение в системе дополнительного образования реализуются с использованием современных педагогических технологий посредством:
1) интеграции трудового воспитания и обучения в учебный процесс;
2) опытноэкспериментальной работы в рамках исследовательской и проектной деятельности;
3) лабораторнопрактических, учебнопроизводственных работ, организации практикумов, экскурсий;
4) использования различных форм информирования о профессиях, трудовых ценностях, предпринимательстве, возможностях роста в различных сферах и областях;
5) участия в акциях, конкурсах, коллективных делах, социально значимых практиках и волонтерских проектах, общественно полезном труде;
6) взаимодействия с родителями (законными представителями), работодателями, общественными организациями;
7) иных мероприятий, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Статья 14. Особенности профессиональной ориентации обучающихся
1. Под профессиональной ориентацией обучающихся понимается комплекс мер, направленных на подготовку обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, интересами, способностями, а также с учетом потребностей развития экономики и общества.
2. Работа по профессиональной ориентации обучающихся реализуется в формате урочной и внеурочной деятельности, практикоориентированного обучения, дополнительного образования, взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, профессионального обучения и профильных предпрофессиональных классов.
3. Мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся осуществляются при участии органов труда и занятости населения Краснодарского края во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования и работодателей.
Статья 15. Особенности организации трудового воспитания и обучения в системе профессионального образования
1. Трудовое воспитание и обучение в системе профессионального образования направлены на развитие у обучающихся необходимых профессионально значимых умений и навыков, способствующих освоению профессии (специальности), а также закрепление у них соответствующих трудовых навыков на практике, необходимых для эффективного включения в работу на предприятиях (организациях) реального сектора экономики.
2. Развитие соответствующих трудовых умений и навыков у обучающихся продолжается в системе профессионального образования посредством их участия в работе учебнопроизводственных подразделений (комплексов) и на производственных участках.
Статья 16. Особенности организации сетевой формы взаимодействия в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
Трудовое воспитание и обучение могут быть организованы образовательными организациями на основе сетевой формы взаимодействия, обеспечивающей возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также ресурсов иных предприятий и организаций (в том числе общественных организаций) по соглашению сторон.
Статья 17. Компетенция, права и обязанности образовательных организаций в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. К компетенции образовательных организаций относятся:
1) создание
необходимых условий для выполнения обучающимися
в полном объеме практических работ, предусмотренных учебным планом, а также
безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки
обучающихся;
2) обеспечение приобретения обучающимися базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоения ими современных технологий, их знакомства с различными профессиями, а также самоопределения и ориентации в сфере трудовой деятельности;
3) содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, а также их участию в общественно полезном труде;
4) определение объектов социально значимой деятельности общественно полезного труда;
5) создание необходимых условий для участия обучающихся в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой;
6) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за активное участие в общественно полезном труде;
7) развитие у обучающихся творчества, инициативы и стремления к достижению социально значимых результатов;
8) совершенствование форм и методов организации сельскохозяйственного труда и опытнической работы обучающихся на учебноопытных земельных участках (в том числе закрытого типа), организованных при образовательной организации;
9) осуществление мероприятий, направленных на укрепление социального партнерства с предприятиями реального сектора экономики, в том числе промышленного и аграрного секторов, в части целевой подготовки обучающихся и их трудоустройства после завершения обучения;
10) иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
2. Образовательные организации оказывают содействие родителям (законным представителям) обучающихся в организации трудового воспитания детей, а также в развитии индивидуальных способностей (интересов) и раскрытии трудового потенциала детей.
3. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, образовательные организации имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 18. Основные права и обязанности обучающихся в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. Обучающиеся обязаны:
1) с учетом их возрастных и психофизических особенностей участвовать в предусмотренном образовательной программой учебном, общественно полезном и производительном труде;
2) бережно относиться к имуществу образовательной организации и поддерживать в ней чистоту и порядок.
2. Обучающиеся могут быть освобождены от занятий, предусматривающих физический труд, на основании заключения (листка освобождения), выдаваемого медицинской организацией.
При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к умственному (интеллектуальному) труду.
3. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, обучающиеся имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 19. Меры по обеспечению гарантий прав на труд
1. Временное трудоустройство обучающихся на территории муниципальных образований Краснодарского края организуют образовательные организации.
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на территории муниципальных образований Краснодарского края организуют органы труда и занятости населения Краснодарского края совместно с работодателями.
2. Работодатели независимо от организационноправовых форм и форм собственности создают (выделяют) рабочие места и трудоустраивают несовершеннолетних обучающихся в рамках трудового законодательства Российской Федерации.
Статья 20. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право и несут ответственность за развитие и воспитание, в том числе трудовое воспитание, своих детей.
2. Основной обязанностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся является формирование у ребенка основных навыков самообслуживания, уважительного отношения к труду и его результатам, осознанного и положительного отношения к разным видам труда, понимания ценности труда в семье и в обществе.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны способствовать формированию у детей трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам своего и чужого труда, а также своим примером содействовать вовлечению их в общественно полезный труд.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут материальную ответственность за ущерб имуществу и оборудованию образовательной организации, причиненный действиями их детей.
5. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 21. Особенности кадрового обеспечения образовательного процесса в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. Исполнительные органы Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае принимают меры по созданию необходимых условий для подготовки, привлечения и сохранения кадров для решения задач, связанных с организацией трудового воспитания и обучения в образовательных организациях.
2. Подготовка кадров для образовательных организаций осуществляется в том числе в рамках целевого обучения по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, а также в рамках государственного (муниципального) заказа на подготовку (переподготовку) кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием.
Статья 22. Особенности материальнотехнического обеспечения образовательных организаций в области организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае
1. Материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений (в том числе необходимым технологическим оборудованием, инструментами, расходными материалами) осуществляется непосредственно образовательной организацией в соответствии с реализуемой образовательной программой.
2. Материальнотехническое обеспечение образовательной организации может осуществляться за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, средств местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках целевых программ.
Статья 23. Выявление лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, профессиональной ориентации обучающихся
1. В целях выявления и популяризации лучших моделей (практик) организации трудового воспитания и обучения, а также профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях, направленных на личностное и профессиональное саморазвитие и становление обучающихся, формирование их личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, в том числе потребности в труде, трудоспособности и ответственности, уважения к людям труда, конкурентоспособности, проводятся краевые и муниципальные конкурсы на лучшие модели (практики) организации трудового воспитания и обучения, а также профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях (далее — краевые и муниципальные конкурсы).
2. Порядок и условия проведения краевых и муниципальных конкурсов устанавливаются соответственно органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
Губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев
г. Краснодар
6 ноября 2024 г.
N 5222-КЗ